Айтен Мустафазаде: В перспективе желательно принятие в Азербайджане отдельного закона «О пробации»
Как известно, 10 февраля 2017 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписал Распоряжение «Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества».
Этот документ играет большую реформаторскую роль в правовой сфере и в сфере прав человека и символизирует дальнейшие шаги в области поступательного развития прав человека и гражданина в Азербайджане.
Документ призван обеспечить осуществление комплексных институциональных, законодательных и практических мероприятий в целях либерализации уголовно-правовой политики, ограничения применения арестов и лишения свободы за преступления, не повлекшие большой общественной опасности, а также менее тяжкие преступления.
Также Распоряжение призвано устранить обстоятельства, создающие предпосылки для коррупции в сфере уголовного преследования и исполнения наказаний, а также в большей мере применять информационно-коммуникационные технологии. Это, в свою очередь, станет стимулом для последующих реформ в каждом отдельном направлении.
Одной из целей Распоряжения является создание необходимых условий для исправления осужденных без изоляции от общества. Именно с этой целью было принято решение создать новое специализированное учреждение – Службу пробации Министерства юстиции.
На этом вопросе хотелось бы заострить внимание, поскольку создание этой службы обусловлено целым рядом причин. Основная из них состоит в том, что отбывание наказания без изоляции от общества позволяет, с одной стороны, сохранить имеющиеся у осужденного социальные связи, с другой – оградить его от негативного влияния со стороны криминально зараженной части преступников, отбывающих тюремное наказание.
Потому существует необходимость исследования данного института, определения возможностей его применения в реалиях нашей страны.
Сегодня служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений во многих странах мира. Однако в разных странах имеются отличия в характере, функциях и организационном построении службы.
Так, в одних государствах законодатель определяет применение пробации как наказания (Швеция, Финляндия, Латвия), в других – относит к иным мерам уголовно-правового характера (Англия, Дания), в третьих – связывает применение этой меры с освобождением от наказания (Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (США).
Однако, анализируя опыт применения пробации за рубежом, следует также отметить, что в ряде стран существуют уже наметки кризиса этого правового института. Например, основной причиной утраты доверия к пробации в некоторых штатах США явилось сокращение финансирования этой службы и численности ее персонала, в результате чего правонарушители практически пользовались неограниченной свободой.
Данное обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о создании Службы пробации в Азербайджанской Республике. Здесь важно придерживаться принципа «золотой середины» и не допустить перегибов.
Стоит вспомнить, что своеобразным событием в сфере решения проблем постпенитенциарной адаптации и ресоциализации в странах СНГ явилось появление Закона Азербайджанской Республики «О социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного учреждения» от 31 мая 2007 года.
Закон этот появился вкупе с правилами участия общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля над деятельностью учреждений, исполняющих наказания, утвержденными приказом за № 4-Т министра юстиции Азербайджанской Республики Фикрета Мамедова от 25 апреля 2006 года.
Необходимо также принятие государственной программы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Следовало бы также на уровне государства предусмотреть и утвердить комплексные мероприятия, направленные на создание многоуровневой единой системы социальной профилактики, включающей в себя снижение уровня рецидивной преступности за счет создания условий для социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание.
Особое внимание, на мой взгляд, должно быть уделено наименее защищенной категории осужденных – несовершеннолетним и женщинам. Не стоит забывать, что в силу нашего менталитета, женщина, оказавшаяся в местах лишения свободы, как правило, теряет связь с семьей, близкими и знакомыми, и после освобождения она фактически остается одна со своими проблемами.
Что касается подростков, то они могли бы проходить обязательное обучение какому-либо ремеслу, получать профессионально-техническое образование, отрабатывая также трудом свой срок. То же самое относиться и к женщинам, и к мужчинам. Отбывая альтернативное наказание, люди могли бы получить навыки различных профессий и ремесел, и чтобы иметь возможность зарабатывать себе на жизнь, не возвращаясь от безысходности к старым преступным способам.
Следует отметить, что Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей Азербайджанской Республики очень внимателен к этим проблемам и владеет богатой информацией по спектру проблем, с которыми сталкиваются представители этой категории лиц.
Представляется, что создание в Азербайджанской Республике специализированного учреждения – Службы пробации Министерства юстиции – позволит сформировать принципиально новую систему работы с осужденными на тюремный срок, не связанную с лишением свободы и предусматривающую более широкое применение к ним мер социально-реабилитационного и социально-коррекционного характера.
В перспективе желательно принятие в стране отдельного закона «О пробации».
Айтен Мустафазаде
депутат Милли Меджлиса, глава Института права и прав человека НАНА
Читайте также:
В Азербайджане будет либерализована уголовно-правовая политика