Сможет ли Трамп стать покровителем аравийских монархий? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Сможет ли Трамп стать покровителем аравийских монархий?

14:50 - 01 / 03 / 2017
Сможет ли Трамп стать покровителем аравийских монархий?

Али Гаджизаде

политолог, руководитель проекта “The Great Middle East”

Достаточно длительное время, можно сказать со времен начала холодной войны, регион Персидского залива был зоной влияния США.

Долгое время, главным союзником США в регионе был Иран, это – нормально, ибо Иран по многим показателям превосходил такие страны как Саудовская Аравия, ОАЭ или Оман не говоря уже о карликовых Бахрейне и Катаре. Соответственно он представлял больший интерес для США, как в экономическом, так и в политическом и военном плане. Последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, долгое время был чуть ли не личным другом нескольких американских президентов и главным союзником США в регионе.

Нельзя сказать, что Саудовская Аравия все это время была далеко на заднем плане, но Иран все же был важнее.

Все изменилось, когда исламская революция 1979 года смела шаха и иранскую элиту. Пришедшие на смену династии Пехлеви шиитские клирики, имели свои представления о роли Ирана и о союзнических отношениях прежнего режима с США.

Америка лишилась союзника в лице Ирана, более того получила антагониста в лице новой власти, захватившей власть в Тегеране. Вашингтон был вынужден переосмыслить и пересмотреть роль Саудовской Аравии в регионе. В это время дом Саудов также испытывал страх перед возможными волнениями шиитов в королевстве, под воздействием революции в Иране.

По мере того как режим мулл в Иране укреплялся арабские монархии Персидского залива все больше тяготели к США, понимая, что им не выстоять в одиночку против иранской экспансии и что США - это единственная страна способная защитить их от Ирана.

На достаточно длительное время США фактически взяли на себя вопросы обеспечения безопасности аравийских монархий. Кроме того, эти страны превратились в крупных покупателей американского оружия.

Все изменилось во время президентства Обамы. Многие эксперты полагают что, Ближневосточная политика администрации Обамы, была катастрофичной для интересов США в регионе Ближнего Востока, в том числе в регионе Персидского Залива.

Уменьшение внимания администрации Обамы к их аравийским союзникам, заигрывания с Ираном, а потом и заключение сделки по иранской ядерной программе, окончательно подорвали веру аравийских монархов в Вашингтон.

На фоне слабеющего интереса США к арабским монархиям Персидского залива, Иран все последние годы наращивал свое присутствие на аравийском полуострове и вокруг него.  Эти усилия Ирана привели к тому, что Ирак попал в значительную зависимость от Ирана, стоит отметить что в этом не малую роль сыграло правительство Ирака времен Нури аль Малики. В Ираке на данный момент можно наблюдать конкуренцию между Ираном и Саудовской Аравией, в которой пока что лидирует Иран.

Далее появились обвинения в том, что иранские спецслужбы начали активно вмешиваться во внутренние дела Бахрейна, стимулировав тем самым выступления и протесты шиитского большинства, против правящего суннитского меньшинства.

На фоне выступлений в Бахрейне Саудовская Аравия ввела туда войска.

Затем появились обвинения в том, что путем поддержки Хусистов и бывшего президента Али Абдуллу Салеха в Йемене, Иран зашел с южного флага, и де-факто взял под свой негласный контроль, очаг нестабильности у южных границ Саудовской Аравии.

Также есть факты попыток иранских спецслужб проводить активную работу среди шиитского населения Саудовской Аравии.

На фоне всего этого, арабские монархии как никогда нуждаются в поддержке США, но их разочарованию и негодованию не было границ, когда они стали свидетелями попыток сближения с Ираном администрации Обамы.  

Некоторые арабские монархи поняв, что с Обамой им не по пути, начали ждать избрания нового президента в США. Саудовцы даже делали некоторые пожертвования Фонду Клинтонов, дабы снискать симпатии Хиллари Клинтон. Но вопреки ожиданиям и прогнозам победил Дональд Трамп.

С одной стороны, Трамп - новый человек в американском политическом истеблишменте и, казалось бы, с ним можно начать все с чистого листа, к тому же он имеет бизнес интересы и связи в регионе. Однако исламофобские заявления Трампа в ходе предвыборной кампании, смогли подпортить его имидж в мусульманском мире еще до избрания.

Затем последовал запрет Трампа на въезд в США, гражданам семи преимущественно мусульманских стран, что также не лучшим образом сказалось на имидже Трампа и восприятии США в мусульманских странах. Хотя и руководство аравийских монархий предпочло промолчать, исключая, пожалуй, министра иностранных дел Катара, который заявил, что «надеется на пересмотр данного решения», но общества этих стран также взволнованы, как и их соседи попавшие под Трамповский запрет.

Однако антииранские заявления Трампа, а также предостережения в адрес Ирана со стороны вице-президента США Майка Пенса, говорит о том, что Администрация Трампа, относится к аравийским монархиям несколько иначе, нежели администрация Барака Обамы. Эти шаги могут расположить к США общества и элиту аравийских монархий. Кроме того, не стоит забывать о том что Трамп хорошо знаком с этим регионом в том числе и с представителями элиты, и в дополнение ко всему у Трампа достаточно серьезные бизнес проекты в арабских странах Персидского Залива.

Я не буду и не хочу забегать вперед и объявлять Данальда Трампа защитником и покровителем аравийских монархий, но бесспорным кажется то что, регион Персидского залива не является для Трампа чем то третьестепенным. Немалую роль в этом играет его антагонизм в отношении Ирана Ирана и тесные связи с элитой государств Персидского залива.   

Статья отражает точку зрения автора

Поделиться:
4065

Последние новости

Узбекистан планирует увеличить долю ВИЭ в энергобалансе до 40% к 2030 годуСегодня, 11:35Ильхам Алиев поздравил Махмуда Аббаса с национальным праздником Государства ПалестинаСегодня, 11:30В Баку объявлено об открытии Многостороннего трастового фонда СПЕКА для поддержки климатических инициатив регионаСегодня, 11:25Майк Тайсон в 58 лет заработает 20 млн за бой с блогеромСегодня, 11:22Джейхун Байрамов: Продолжающиеся конфликты значительно усугубляют климатические проблемыСегодня, 11:18Парвиз Шахбазов: Мы создаем наследие чистой, безопасной энергии для будущих поколенийСегодня, 11:15В США погибла азербайджанкаСегодня, 11:11Парвиз Шахбазов: Зеленые энергетические коридоры определяют не только передачу энергии, но и дорожную карту стабильного и устойчивого будущегоСегодня, 10:56Помощник генсека ООН обсудила с представителями Азербайджана минную проблемуСегодня, 10:52Министр энергетики: Азербайджан придает большое значение сотрудничеству со странами Центральной Азии в переходе к зеленой энергииСегодня, 10:51Все встречи Ильхама Алиева в рамках СОР29 в одной публикации главы государстваСегодня, 10:48Премьер-министр Али Асадов встретился с администратором Программы развития ООНСегодня, 10:47В Баку возобновляется движение еще ряда маршрутных линийСегодня, 10:42Будущий советник по нацбезопасности США: Трамп намерен посадить Украину и Россию за стол переговоровСегодня, 10:40Илон Маск тайно встретился с послом Ирана в ООНСегодня, 10:28Фатих Терим выступит на СОР29 в БакуСегодня, 10:23Трамп заявил, что его администрация сосредоточится на российско-украинской войнеСегодня, 10:20В Баку учреждена программа партнерства в области ВИЭ в Центральной АзииСегодня, 10:13Стала известна дата премьеры фильма о государстве Атабеков на большом экране – ВИДЕОСегодня, 10:06Экоактивисты проводят на COP29 в Баку акцию против крупнейших загрязнителейСегодня, 09:40
Все новости

1news TV