«Армяне в космосе»: в Ереване заговорили об «орбитальном мониторинге» в Нагорном Карабахе
Со времени победоносных апрельских боев прошло уже более года, но видимо контратака Азербайджанской армии была настолько мощной и сотрясающей, а раны армян – такими глубокими и болезненными, что состояние потрясения и паники, густым туманом нависшее над армянским обществом, не рассеивается до сих пор.
В суматошных и растерянных попытках изыскать способы компенсировать сокрушительное военное поражение, армянские политиканы продолжают выступать с демагогическими и явно бредовыми идеями, больше направленными на успокоение внутренней аудитории, чем имеющими хотя бы призрачно реальную подоплеку.
«Достучаться до небес»
В последнее время военное и экспертное сообщества Армении выступают с инициативами, с головой выдающие вполне обоснованную тревогу и переживания относительно будущего своей армии и, как следствие, своей страны в целом.
Демагогия, разводимая армянами на этот раз, коснулась применения «орбитального зондирования в зоне карабахского конфликта с целью фиксации фактов нарушения режима прекращения огня».
Это «неординарное» предложение генерала Айка Котанджяна, с которым он выступал еще в конце прошлого года, на днях один в один повторили бывший защитник прав человека Армении Лариса Алавердян и посол Арман Навасардян.
Армянские горе-эксперты серьезно полагают, что «данные, которые будут предоставляться системой», можно будет «передать сопредседателям Минской группы ОБСЕ». Лариса Алавердян, например, считает, что «имея такие данные, они смогут сделать предупредительные и превентивные заявления, направленные на недопущение готовящихся нарушений режима прекращения огня».
«…Самое сложное, это доведение данного механизма до уровня международного права и дипломатической институционализации. Так как если противники не могут найти общий язык на земле, возникает вопрос, примут ли они то, что спускается на них с космоса», - глубокомысленно вторит ей Арман Навасардян.
Космические замыслы
Ну что же, начнем с того, что «спускать что-либо с космоса» Армении пока еще не из чего, по причине полнейшего отсутствия позволяющих это сделать систем.
Ни орбитального, ни какого-нибудь другого спутника, пригодного для реализации «грандиозного плана», у армян нет, и в ближайшей перспективе не будет, разве что, они начнут выклянчивать сей «стратегический ресурс» у стран-сопредседателей, вернее, у одной из них, к которой привыкли приходить с протянутой рукой по любому поводу и без него.
Поэтому то, каким именно образом Армения будет «зондировать зону конфликта» - загадка большая и малопонятная возможно и для самих армян.
Именно поэтому, читая пустые популистские заявления на, скорее всего, подбрасываемые «сверху» темы, волей-неволей приходишь к выводу, что за всем этим стоит стремление поднять сильно сломленный дух армянского народа, который в последнее время всеми правдами и неправдами пытается уберечь своих сыновей от службы в оккупированном Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана.
Принципиальная позиция
Призывники, которые по той или иной причине не сумели этого избежать, часто больные и не годные к рядовой службе, продолжают погибать на захваченных азербайджанских землях, становясь жертвами криминально-диктаторского режима и провокационно-диверсионных поползновений.
«…Мы сражаемся на собственной земле. Мы не оккупировали армянскую землю. Мы сражаемся на своей земле. Если армянский солдат не хочет умирать, пусть убирается с азербайджанской земли», - жестче и категоричнее Президента Ильхама Алиева сказать невозможно.
Баку неоднократно заявлял о приверженности к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и единственным путем для этого является вывод Арменией своих войск с оккупированных территорий и восстановление территориальной целостности Азербайджана.
Это - принципиальная позиция Азербайджанского государства, позиция, от которой Баку не отступит ни на йоту.
И пока Армения, выдвигая какие-то немыслимые идеи, пытается уводить процесс в сторону от основного решения проблемы - только бы сохранить статус-кво - пока угрожает жизни военнослужащих и мирных жителей Азербайджана, она продолжит нести большие потери.
Что касается мониторинга нарушения режима прекращения огня, то опять же, если бы армянские солдаты не находились на оккупированной территории соседнего государства, никакого мониторинга не было бы нужно.
Ибо нарушение режима прекращения является всего лишь следствием главной проблемы – нахождения армянских оккупационных войск на части территории Азербайджана.
С призмы политической
Мы попросили выразить отношение к армянской инициативе «орбитального зондирования зоны карабахского конфликта» депутата Милли Меджлиса, заместителя главы парламентского комитета по вопросам обороны, безопасности и борьбе с коррупцией Айдына Мирзазаде.
«Я думаю, в первую очередь, гораздо полезнее было бы провести орбитальное зондирование на месте дислокации армянских военнослужащих на оккупированных азербайджанских землях, и спросить у армянского политического руководства: «Что делают военнослужащие Армении на азербайджанской территории?», - сказал он.
Факт в том, что Армения захватила 20% земель Азербайджана, и там сейчас расположен большой контингент армянских вооруженных сил. Поэтому считаю, что лучше было бы вначале заняться причиной конфликта, а не его следствием.
Подобные заявления направлены не только на внутреннюю аудиторию, - армяне стремятся ввести в заблуждение и аудиторию внешнюю, и отвлечь внимание международного сообщества от факта оккупации азербайджанских земель.
Решение же проблемы одно единственное - Армения должна освободить оккупированные территории, все другие вопросы – последствия армянской агрессии».
С призмы технологической
Как сообщил 1news.az президент Интернет-форума Азербайджана Осман Гюндюз, в данном случае армяне путают термин орбитальное зондирование с практикой отслеживания рельефа с малых высот.
«В данном случае можно говорить только о системах наблюдения с малых высот. Сильные страны, в том числе, Азербайджан, имеют такие суперсовременные системы.
Это очень дорогостоящее оборудование, и не каждая страна может себе его позволить, тем более полунищая Армения, если только Россия не предоставит ей свои системы, но вопрос должен обязательно быть согласован с Азербайджаном, в противном случае это вряд ли будет соотноситься с ее статусом посредника в карабахском урегулировании», - отметил эксперт.
С призмы военной
Насколько реален «орбитальный мониторинг» случаев нарушения режима прекращения огня с военной точки зрения мы спросили у азербайджанского военного эксперта, полковника в запасе Шаира Рамалданова.
«Я вообще удивлен, что с такой крайне несерьезной идеей выступил человек военный. Крайне трудно, даже невозможно зафиксировать из космоса, какая сторона и сколько раз нарушает режим прекращения огня. Орбитальное зондирование возможно, если речь идет о перестрелке с применением тяжелого артиллерийского вооружения, потому что при стрельбе из ствола крупнокалиберного орудия выходит пламя, поднимается пыль и т.п.»
«Если говорить конкретно об армяно-азербайджанском конфликте, то нарушение режима прекращения огня на линии соприкосновения войск происходит преимущественно с применением стрелкового оружия, поскольку расстояние между обеими сторонами на линии соприкосновения составляет в среднем от 100-150 метров до 200-300 метров. Засечь это из космоса нереально.
Кроме того, в подавляющем большинстве случаев режим прекращения огня нарушает именно армянская сторона – на то имеются достоверные факты. Именно армянские диверсионные группы работают на передней линии фронта. После апрельских боев провокации и диверсии армянской стороны участились – они изо всех сил пытаются взять реванш, но всегда получают по зубам.
Так что, армянским военным лучше думать не о мониторинге соблюдения режима прекращения огня, а о том, как вывести войска с оккупированных азербайджанских территорий. В противном случае, никакой космос им не поможет», - резюмировал эксперт.
Ф.Багирова