История необычного учителя математики из Азербайджана: как Али Марданов меняет мир вокруг себя - ФОТО
Мне очень нравятся интересные и умные люди.
Те, которые могут заставить задуматься о важном, кто может зарядить своей энергией, своими искренними эмоциями, своим отношением к жизни. Те, у кого есть собственные ценности, которым они не изменяют, цель в жизни и увлечения. Словом, люди, которым в принципе интересно жить. Они привлекают и вдохновляют, зачастую, кстати, даже не подозревая о том, что их истории о самих себе для кого-то могут стать тем самым толчком или той самой соломинкой, чтобы либо принять важное решение, либо просто удержаться на плаву.
С одним из таких молодых людей я хочу вас сегодня познакомить. Его зовут Али Марданов, ему 25 лет, и он – «нестандартный учитель математики», как о нем уже говорят, ведущий тренингов, криминалист, паркурист, сисадмин и… автор замечательных статусов про все, чем занимается и чем увлекается.
Виртуально я познакомилась с Али около полугода назад, обратив внимание на статус в ленте, который активно «лайкали» мои друзья. Заинтересовавшись, я зачиталась, а затем заглянула на страничку этого необычного молодого человека. И с тех пор каждое его новое откровение или рассказ «из жизни учителя» заставляли меня улыбнуться, задуматься и порадоваться за детей, которым посчастливилось стать его учениками. А потом мне захотелось рассказать об этом человеке вам.
До недавнего времени Али преподавал математику на английском языке в Cambridge school при MTK. Вот лишь один пример его необычайно креативного подхода к предмету – Али объясняет тему: «Периметр круга» через призму… Вечности. Он задает детям вопрос о том, что, на их взгляд, вечно в этом мире. Выслушав их ответы (вода, галактики, любовь), парирует им фразой о том, что вечны – теоремы, а их изучение – возможность к этой вечности прикоснуться.
«Зачем нам изучать формулу периметра круга? Потому что эта фигура – уникальна. Во-первых, это - лучшая форма для сохранения энергии. Вот мы, мужчины, - говорит Али, обращаясь к мальчикам, - способны менять мир, строить, воевать, спасать, открывать. Мы очень сильные! А все потому, что в нас много энергии! Но любая энергия, как и батарейка, «садится»… Поэтому у меня есть хорошая новость: ее можно сохранить. Как? Я уже сказал, что лучшей фигурой для сохранения энергии является круг. А для того чтобы вращать эту энергии по кругу, нужен центр.
Дамы! – обращается Али уже к девочкам, - Вы более собраны, вы лучше умеете концентрироваться, вы гораздо умнее нас, мужчин. Вы – центр! И без вас мы просто потратим свою энергию впустую и не сможем ее сохранить. Для каждого мужчины - свой центр в разные периоды его жизни. В детстве - это наши мамы и сестры, а когда мы взрослеем, - это наши жены. Я заметил, что вы часто ругаетесь. Мальчики ведут себя не как джентльмены (он бросает хмурый взгляд на ребят), а девочки совсем забыли про то, как быть леди (те стыдливо опускают глаза). Так почему бы вам не относиться друг к другу чуть лучше? Мы никогда не знаем, кто окажется нашим центром...»
Как вам прием подачи материала из уст 25-летнего молодого человека? По-моему, прекрасно.
- Али, Вам всего 25 лет, но, читая Ваши статусы, я каждый раз поражалась Вашей мудрости. Кроме того, приятно удивило знание детской психологии, правильные акценты, которые Вы расставляете, и искренняя любовь к детям. Откуда в Вас эта страсть к педагогике?
- У меня не было никакой страсти к педагогике. Еще будучи школьником, я планировал поступать на физфак, потому что мечтал работать на атомном коллайдере. Но учительница по физике – а с учителями, к слову, и по физике, и по математике, мне очень повезло, - вовремя посоветовала мне идти и учиться компьютерным технологиям. Так я попал на факультет прикладной математики и кибернетики БГУ. А выпускники этого факультета имеют право, в том числе, и преподавать математику. Но это, как говорят в математике, необходимое, но недостаточное условие для того, чтоб я на тот момент решил податься в педагогику. Нет, скажу больше: я вообще не думал, что буду этим заниматься.
Когда учился, загорелся идеей развиваться в области компьютерных технологий, я даже получил сертификат по системному администрированию. Но… вдруг понял, что могу превратиться просто в «компьютерную крысу», сидящую целый день перед монитором, ничего не видящую и ни на что не влияющую.
- Как же «сидящую», когда Вы периодически «летаете»? Я про Ваше увлечение паркуром.
- Паркур – это мое увлечение еще с детства. Сначала было айкидо, затем – паркур. Немало травм было получено в процессе овладения этим искусством.
- Ладно, к паркуру мы еще вернемся, а пока хочется дослушать историю становления Вас как педагога.
- Да, так вот, тогда степень озабоченности выбором будущего достигла такой точки, что я вообще собирался бросить университет. Но моя мудрая мама посоветовала не бросать начатое на полпути, и я прислушался к ней. Но параллельно поступил в Московскую академию лжи, благодаря чему имею диплом психолога-криминалиста.
- Ух ты, а как Вы туда попали?
- Еще одним моим хобби была психология и невербальные коммуникации. В то время я работал на курсах английского, где совершенно случайно познакомился с сотрудником Пенитенциарной службы. У них там был один проект, в котором я предложил свое содействие, но им были нужны более квалифицированные специалисты. Поэтому я, дабы не терять время, решил поступить в академию. Так что опыт работы и в этой сфере у меня тоже есть.
- Интересно. То есть, Вы можете работать с полиграфом? А по мимике, допустим, можете понять, что человек лжет? Или интуитивно?
- На самом деле, угадывать по мимике лжет человек или нет, просто только в сериалах. В жизни все гораздо сложнее и интереснее. А что касается интуиции, не хочу быть занудой, но интуиция, на мой взгляд, это бессознательный анализ невербального поведения человека. Грубо говоря, я просто наблюдаю за человеком, за его мимикой, жестикуляцией и так далее и делаю вывод, опираясь уже на полученные знания и наблюдательность. Вообще же, уверен, к этому есть способность у всех людей, ведь мы с детства наблюдаем за окружающими. И часто на бессознательном уровне просто делаем верные выводы, принимая это за интуицию.
- Ясно. Продолжаем разговор. Итак?
- Итак, по окончании академии я получил карт-бланш на широкую сферу деятельности - начиная от популярной сферы тренингов и заканчивая простым обучением. Я продолжил работать с Пенитенциарной службой, окончил университет, а затем просто пошел в армию. А до этого я уже начал параллельно тренингам преподавать, в основном английский язык. Я занимался им с детства, в этом смысле большая благодарность маме, которая нанимала мне педагогов.
Но до определенного времени я занимался только со взрослыми, опыта преподавания детям у меня не было. У компании, где я работаю, были контракты с разными госструктурами, и мне понравилось преподавать.
Но уже тогда я подумал, что если буду вести свои уроки так же, как это делают все – то есть, просто преподавать грамматику, - то и КПД у моих учеников будет тоже, как везде. А почему бы не придумать что-то новое?
- И что Вы придумали?
- Знаете, меня всегда волновали вопросы морали. С развитием Интернета, с одной стороны, технологии стали выше, возможно, интеллект среднестатистического жителя Земли вырос, но… Но ценности размазались 50-ю оттенками серого. Люди перестали думать о том, как важно просто жить, желая оставить после себя какой-то след… А не просто существовать, зарабатывая деньги для того, чтобы раз в год поехать в отпуск.
И на своих занятиях по английскому я стал делать акценты на какие-то эмоциональные ценности. То есть, я старался не отклоняться от основной программы, обучая грамматике, но при этом старался донести посредством динамических занятий и то, что меня волнует. И людям это понравилось. А мне нравилось то, что я делаю. Не могу сказать, что я каждый день с радостью бежал на работу, это невозможно, но результаты моей работы меня радовали.
- А как Вы стали работать учителем в колледже?
- Нашей компании поступил заказ на преподавателя математики на английском языке. И так получилось, что таких специалистов у нас почти нет, так что меня взяли с руками и ногами. И я сам тогда подумал, что это шанс для меня.
- В каком смысле? Дети – это ведь не взрослая аудитория, с ними … сложнее.
- Да. Но на взрослых я не смогу повлиять. Не смогу изменить их суждения. А дети – они более гибкие. Я тогда подумал, что если я буду заниматься криминалистикой, то при самом хорошем раскладе смогу поймать за год максимум 15 преступников. Но даже это ничего не изменит, ведь поймать преступника – это как принять обезболивающее: просто заглушить симптом.
А если я буду работать с детьми, то за год смогу обучить примерно сто человек. То есть, ста людям я смогу попытаться донести систему ценностей, отличающуюся от той, что сегодня им преподносят телевидение и Интернет. При этом я еще подумал, что эти дети уже учатся в достаточно престижной школе. Это ни в коем случае не говорит о том, что они в чем-то лучше детей, которые учатся в школах обычных. Но это говорит о том, что завтра у них – чисто гипотетически – будет больше возможностей. А значит, к этим возможностям придут люди с новыми ценностями. Понимаете? И тогда можно надеяться, что уже лет через 20-30 что-то да изменится в этом мире к лучшему.
Да, я обучаю математике. Но стараюсь научить их правильным ценностям, учу их мыслить. Я стараюсь научить их более бережно относиться друг другу, ценить то, что действительно важно…
Если получится – то я молодец. Если нет – значит, надо будет искать другие пути для достижения этих целей.
- Вам не было страшно первый раз прийти на урок в старшие классы?
- Было. И как раз тогда мне и помог паркур.
- Как? Вы влетели в класс через окно?
- Такая идея была, но мне пришлось бы прийти на урок в спортивной форме, а дресс-код учителя этого не позволяет. Так вот, перед тем, как приступить к занятиям, я подумал, что для того, чтобы эти дети меня слушали, мне нужно их как-то мотивировать. А для этого, в свою очередь, нужно прежде всего завоевать их авторитет. Тогда я вспомнил, что детям нужен супергерой, а у них главное – что? Правильно, суперспособности. Я со своим другом снял несколько видеороликов, где занимаюсь паркуром, и на первом уроке показал на их примере …математические формулы.
Ведь на самом деле, для успеха в паркуре нужны познания в математике и физике. Нужно знать, на какую высоту прыгнуть, под каким углом, - все это я делаю в уме, а уже потом тело интуитивно под эти формулы подстраивается. Все это я и объяснил детям.
- И какова была их реакция? Сумели завоевать авторитет?
- Ну, они были удивлены: вроде приходит такой, не слишком атлетичный внешне молодой человек, и вдруг показывает кадры, где творит чудеса акробатики. Ну, а авторитет… это не так просто. Это как рыбалка – нужно огромное терпение. И сам факт забрасывания удочки еще не гарантия того, что ты скоро приготовишь и съешь вкусную рыбу.
Все делалось постепенно, в течение года. На каждом уроке были новые мысли, новые идеи. Бывало, что я терял контроль над ними, но это – нормально, это – дети. Да и я не сразу понял, что к чему. Иногда приходилось вставать с ногами на парту, чтобы завоевать их внимание. Иногда – читать рэп на тему функций.
- Ух, ты! А как руководство колледжа относилось к вашим ... э-м-м-м … новаторским идеям?
- Ну, поначалу они на меня, конечно, смотрели странно. Мол, веду себя не совсем по правилам. Но уже после первого родительского собрания и тестов – а они там сложные, - поняли, что все идет по плану.
- Я так понимаю, Вам этот опыт самому понравился. Вы поэтому решили летом работать в лагере?
- Нет, здесь я больше обучаю детей спорту - айкидо, паркур. Ну и добавляю к этому немного философии.
А в скором будущем моя деятельность продолжится в Китае, где я буду работать в течение года в тренинговом центре - обучать английскому языку китайских граждан.
- Разве для этого не нужно знать китайский?
- Вообще-то, по логике, да. Но именно для того, чтобы можно было преподавать без знаний китайского, я проходил специальный тренинг, который дает определенные методики. Так что сейчас у меня есть сертификат, позволяющий преподавать английский в любой стране мира. Если честно, я до этого самостоятельно занимался исследованиями в сфере нейробиологии, мнемоники и различных техник обучения, так что примерно 50% от того, что нам преподавали на тренинге, было мне знакомо.
- Вы планируете там остаться или вернетесь через год?
- Я давно уже планирую какое-то время путешествовать, работать и узнавать и познавать мир. И меня всегда больше привлекала Азия нежели Европа. А предстоящий мне опыт открывает дороги именно в азиатские страны.
Мне кажется, там я смогу узнать что-то важное, что позволит мне в дальнейшем сделать что-то полезное в больших масштабах.
- А как же ваши ученики?
- Безусловно, я к ним привык. Но… важно понимать, что учитель – это не родитель. Да и задача родителей – довести ребенка до определенного возраста и отпустить. В некоторых странах это делают в 18 лет, в Азербайджане – в 45…
- А Вас в каком возрасте отпустили?
- А меня не держали. Моя мама – человек очень мудрый. Я даже думаю, что пройдет еще какое-то время, и тогда я осознаю в полной мере, насколько мудр этот человек, и как мастерски она долгое время маскировалась под обычного родителя.
- Вы уже нашли себя?
- Да. Я планирую стать Бэтменом (смеется).
Но если серьезно, к чему я приду, покажет жизнь. Сейчас же не могу сказать, что я представляю из себя что-то весомое.
Я никогда не говорил, что где-то лучше, а где-то хуже. Нет. Просто для того, чтобы вырастить пшеницу, ее надо посадить на добротной почве. То есть, если у меня есть идеи и цели, нужна почва, чтобы я мог их реализовать. И уже распространять везде. Мне надо расти. Есть многое из того, чего я не знаю.
Я с большим уважением отношусь к тем, кто изменил историю. Кто-то из них был правильным человеком, кто-то – нет, но то, что они великие – это факт. А отличала их от других преданность собственным ценностям. Когда ты непрогибаем, мир прогибается под тебя.
Есть много теорий о том, кто мы, и что нас характеризует: мысли, слова или поступки. В «Дориане Грее» есть хороша фраза, которая мне очень нравится: «Определить – значит, ограничить». Я с ней согласен, поэтому думаю, что человек – это совокупность всего вышеперечисленного.
Я буду продолжать писать о том, что делаю. Я очень надеюсь … не прославить свое имя, нет… Я хотел бы стать образом, за которым пойдут. Это даже не маяк, это – искра, которая сможет зажечь и остальных. На самом деле, запал есть у всех, просто немногие об этом догадываются.
- Я желаю Вам большой удачи!
Натали Александрова
Фото: Лала Гулиева, а также фото, предоставленные Али Мардановым