Насиб бек Усуббеков – человек, стоявший у истоков азербайджанской государственности
НАСИБ бек УСУББЕКОВ (ЮСИФБЕЙЛИ НАСИБ бек ЮСИФ оглу) (1881-1920) родился в Елизаветполе в родовитой, состоятельной семье бека.
Среднее образование получил в Гянджинской гимназии. В 1902 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. С началом Первой русской революции в 1905 г. принял активное участие в студенческом движении. Размах студенческого движения в Одессе был столь значительным, что правительство приняло решение о временном закрытии Новороссийского университета. После этого Насиб бек переехал в Бахчисарай, где сблизился с популярным деятелем общетюркского национального движения Исмаилом Гаспринским. Сотрудничество с Гаспринским сыграло огромную роль в формировании мировоззрения Усуббекова, переход его на позиции тюркизма, личной судьбе будущего главы Азербайджанского правительства.
До 1908 года Насиб бек активно сотрудничает в издаваемой Гаспринским газете «Тарджуман», публикует на ее страницах статьи по проблемам развития мусульманских народов. В 1908 г. Усуббеков эмигрировал в Турцию, где в Стамбуле с восторгом приветствовал приход к власти деятелей младотурецкой революции. В этот период он часто публикуется в турецкой прессе, активно участвует в создании общества «Тюрк дернеи». В это же время он женился на дочери Гаспринского Шафиге Солтан.
В 1909г. Усуббеков возвращается в Елизаветполь. Здесь он работает в городской Думе. В Азербайджане Усуббеков ведет большую публицистическую деятельность, участвует в работе благотворительных организаций. Его статьи можно встретить на страницах популярного журнала «Мола Насреддин». Он тесно сотрудничает с «Мусульманским благотворительным обществом», «Мусульманским просветительским обществом», «Актерском обществе».
Новый, наиболее значимый этап биографии Усуббекова приходится на годы после Февральской революции в России. Вместе с группой единомышленников в начале 1917 года он создает в Елизаветполе, которому вскоре возвращено прежнее наименование Гянджа, Тюркскую партию федералистов. Как представитель Гянджи, а затем и партии Усуббеков участвует в мусульманских съездах в Баку и Москве. Здесь он становится сторонником такого решения национального вопроса, при котором тюркским народам России предоставлялось бы национально-территориальная автономия в составе единого государства.
Это положение и легло в основу программного документа Тюркской партии федералистов, возглавляемой Усуббековым. Это же убеждение разделял лидер партии Мусават Мамед Эмин Расулзаде, что и привело к мысли об объединении двух партий.
В июле 1917 года эти партии слились в одну организацию, получившую название Тюркской партии федералистов Мусават. Как и другие члены партии он не признал законность прихода большевиков к власти. Был выдвинут в числе других кандидатом в члены Учредительного собрания России, куда и был избран от Закавказского избирательного округа по списку №10 – Мусульманский национальный комитет и Мусават.
Разгон Учредительного Собрания большевиками положил конец сомнениям в возможности при большевистской власти установления в России парламентской системы. Это вынудило депутатов от Южного Кавказа заявить о непризнании власти большевиков и создании собственной региональной власти – Закавказского Сейма. Места в этом региональном парламенте были распределены между различными, в основном национальными партиями. Второй по численности фракцией в Сейме стала фракция партии Мусават. Руководителем фракции был утвержден М.Э. Расулзаде. А одним из двух его заместителей стал Н. Усуббеков.
В правительстве Закавказской Федерации Усуббеков занял место министра просвещения. Но идея конфедеративного закавказского государства просуществовала недолго. В конце мая 1918г. было провозглашено создание трех независимых государств: Азербайджана, Армении и Грузии. 28 мая было создано первое азербайджанское правительство. Насиб бек в этом правительстве получил посты министра финансов, министра народного просвещения и по делам вероисповеданий. Усуббеков был горячим сторонником немедленного после провозглашения независимости заключения военного сотрудничества с Турцией.
Он говорил: «Анархия столь грандиозного размера, которая имеется не у нас, у азербайджанских тюрков, но и на всей территории Закавказья, не может быть подавлена нашими собственными силами; положение еще больше усугубляется тем, что с востока наступают большевики в союзе с нашими вековыми врагами, неся с собою разорение и окончательную гибель тюркскому народу. При таком положении вещей, при нашей беззащитности нет другого исхода, как обратиться к иностранному вмешательству. В данном случае мы можем быть благодарны тому счастливому стечению обстоятельств, что внешней силой, долженствующей явиться сюда, будет дружественная и братская нам сила – Турция… Настало время, когда наша делегация должна идти в Батум и от имени тюрков Восточного Закавказья просить помощи у Оттоманской империи. Но при всем этом никогда не надо упускать из виду идею самостоятельного существования свободного Азербайджана».
Усуббеков выступил категорически против планов клерикальных кругов включить Азербайджан в состав Османской империи. Имея в виду сторонников лишения Азербайджана независимости, он говорил: «Эти личности хотят пользоваться нашими правами… Я должен заявить, что буду первым защитником независимости против всяких покушений».
Насиб бек предложил заново сформировать кабинет министров и сумел убедить в этом колеблющихся. Во втором кабинете, созданном в июне 1918 года он занял пост министра народного просвещения и по делам вероисповеданий. Эту должность он занял и при образовании третьего кабинета в декабре 1918 года. После этого Н. Усуббеков занимал должность премьера с апреля 1919 до марта 1919 года, возглавляя четвертый, а вслед за этим и пятый кабинеты, в составе которых он по совместительству исполнял и обязанности министра внутренних дел. Приступая к исполнению обязанностей руководителя правительства, Насиб бек огласил декларацию, подчеркнув, что основной задачей кабинета является обеспечение устойчивости власти. В числе важнейших проблем для правительства он назвал обеспечение территориальной целостности страны, налаживание отношений с соседними государствами. Подчеркивалась необходимость обеспечения прав национальных меньшинств, выработка законов, гарантирующих права рабочих, разработка законопроекта об обязательном всеобщем образовании, решение аграрного вопроса. Усуббеков провозгласил курс на установление экономических связей с Советской Россией.
Деятельность Усуббекова на посту главы правительства проходила в весьма сложное время. Главная опасность исходила от сепаратистских сил. Попытки Армении отторгнуть части азербайджанской территории, усилия большевистской России спровоцировать мятеж молоканского населения на юге страны потребовали мобилизации всех возможностей молодой республики.
Проявленная кабинетом Усуббекова решительность позволила ликвидировать авантюру на юге.
Стремление договориться с армянской стороной мирным путем долго не приносило результата. Тогда было использованы вооруженные силы, что позволило подавить мятеж в Карабахе.
Отношения с Грузией были налажены в результате заключения военного соглашения.
В бытность Усуббекова премьером были налажены отношения со многими европейскими государствами. В январе 1920 года Верховный Совет Антанты признал независимость Азербайджана де-факто. Большая работа проводилась кабинетом Усуббекова по разработке рабочего и аграрного законодательства. Однако деятельность кабинета Усуббекова постоянно сталкивалась с препятствиями, исходящими от внутренних и внешних сил. Серьезные проблемы исходили от оппозиционных партий.
Одно из необоснованных обвинений привело к обращению Усуббекова 13 сентября 1919г. к руководству парламента с просьбой освободить его от обязанностей руководителя правительства. Тогда Усуббеков сохранил свой пост.
Но в марте 1920г. отставка была принята. Разразился правительственный кризис, который так и не был решен. А 28 апреля в результате агрессии Азербайджан был оккупирован частями 11 Красной Армии.
Насиб бек Усуббеков пытался скрыться. Он вряд ли знал, что директива, данная командованием Красной Армии, однозначно указывала на недопустимость предоставить возможность наиболее видным руководителям АДР возможности живыми выбраться из Азербайджана. Было четко прописано, что они не должны удалиться дальше Кюрдамира. Директива выполнялась неуклонно.
Сегодня во всех информационных материалах можно встретить фразу, что Усуббеков был убит в Кюрдамире неизвестными лицами в мае 1920 года.
Директива, существование которой стала известно только недавно, позволяет сделать соответствующие выводы об инициаторах гибели экс-премьер-министра АДР.
Насиб бек погиб. Но в памяти народной он сохранился как один из главных создателей Азербайджанской государственности. Той самой, о которой с гордостью говорят сегодня наши современники.
Что касается нравственных качеств Усуббекова, то их очень хорошо характеризует письмо его отца к сыну в ответ на обращение последнего с просьбой огородить загородный дачный участок премьера в Гяндже.
Отец писал: «Дорогой сыночек, я долго терпел, но наконец-то выскажусь. Нуждаясь, залезая в долги, я смог тебе дать хорошее образование. Завершив учебу ты вернулся домой… Опять я заботился о тебе. От меня ты требовал только денег. Потом ты стал министром просвещения Сейма в Тифлисе. Твоей зарплаты снова не хватало. Несколько раз ты просил денег, и я отправлял. Затем вы провозгласили независимость Азербайджана, и ты стал министром просвещения нашей республики. Работал в столице – Баку. Снова твоя зарплата не покрывала твои расходы. Просил денег, и я всегда отправлял. Продал часть принадлежавшей мне земли. Сегодня ты премьер-министр, руководитель государства. Неужели и сейчас камыш для забора твоей дачи я должен купить?».
ЭЛЬДАР ИСМАИЛОВ
Доктор исторических наук, профессор