Турбулентность при полете - опасно или нет? - ВИДЕО
Восьмого августа один из самолётов AZAL попал в зону турбулентности, направляясь из Стамбула в Баку, что стало поводом для беспокойства некоторых пассажиров.
В результате полета никто из пассажиров не пострадал. Авиакомпания принесла извинения пассажирам за доставленные неудобства.
Отметим, что в социальных сетях распространилось видео, запечатлевшее момент паники среди пассажиров данного рейса. В связи с тем, что самолет попал в турбулентность во время приема пассажирами пищи, на видео заметна рассыпавшаяся по всему борту еда. На кадрах также можно увидеть кричащих в панике пассажиров, обеспокоенных из-за тряски.
Мнения граждан, посмотревших данное видео, разделились: одни понимающе отнеслись к данной ситуации, считая, что авиакомпании не за что было извиняться, так как турбулентность — это природное явление, никак не зависящее от пилотов, и что многие пассажиры слишком остро отреагировали; другие, наоборот, посочувствовали пережившим стрессовую ситуацию.
Учитывая дискуссии о данном случае, мы попытались разобраться, действительно ли турбулентность представляет собой угрозу?
Турбулентность — это естественное явление в авиации, как и качка в море, тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге. Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.
Причины турбулентности – мощные потоки ветра и воздушные течения, которые встречает на своем пути самолет. Если попасть в такие потоки – кажется, что лайнер падает (это иллюзия, вызванная скоростью, на самом деле изменение высоты измеряется едва ли несколькими метрами) или подскакивает на особо крутом ухабе. Но в любом случае, это не самые приятные ощущения для и без того нервничающих пассажиров, которые изо всех сил гонят прочь от себя мысль, не станет ли этот толчок знамением грядущей авиакатастрофы.
Турбулентность часто возникает при прохождении сквозь облака, в которых образуются вихревые потоки, ударяющие в крылья. Намного мощнее эти потоки в грозовых фронтах, и поэтому самолеты никогда не летят сквозь них, а обходят, – но по краям фронта формируются завихрения, которые задевают пролетающий мимо самолет и заставляют его трястись.
Иногда пилоты заведомо могут знать о возможной турбулентности на своём маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они проверяют перед каждым полётом. А если в полёте появилась турбулентность там, где в картах она не была отмечена, то пилоты сообщают об этом диспетчеру, и он в свою очередь предупреждает потом другие борты, входящие в данный сектор.
Так или иначе, явление это достаточно распространенное, и оно обязательно учитывается в предполетной подготовке: опытные пассажиры, наверняка, помнят предупреждения о возможной турбулентности, которые озвучиваются еще перед стартом.
Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?
Нет, не опасна. Прохождение зон турбулентности – совершенно рутинное обстоятельство, ни разу за перелет не попасть в нестабильную зону – скорее, исключение, чем правило. Поэтому воздействие турбулентности учитывается еще на стадии проектирования самолетов, наравне с многими другими факторами, обеспечивающими безопасность перелета. Прочность авиалайнеров рассчитана на значительно более серьезное воздействие, чем когда-либо возникавшее при турбулентности.
Опасна ли турбулентность для пассажиров? Разве что косвенно: повышается риск потерять равновесие и даже травмироваться при перемещении по салону самолета. Именно поэтому очень важно выполнять указания бортпроводников, так как их работа – обеспечить безопасность и комфорт пассажиров во время перелета. Вместе с уведомлением о входе в зону турбулентности пассажиров всегда просят вернуться на свои места и пристегнуться, а бортпроводники дополнительно проверяют полки с ручной кладью, чтобы она не вывалилась из плохо закрытого ящика на крутом воздушном ухабе.
Иными словами, турбулентность в полете – неудобство, а не угроза. Все, что нужно пассажиру – сесть, пристегнуться и просто подождать, пока самолет не пройдет эту зону.
Нармин Алиева