Азербайджан: Винное возрождение на Кавказе - ФОТО
На сайте Worldoffinewine.com опубликована статья «Азербайджан: Винное возрождение на Кавказе» известного автора и винного судьи Пола Уайта, оценивавшего более 60 международных винных конкурсов и посетившего столько же винных регионов на шести континентах.
В материале ниже представлены вырезки из статьи Пола Уайта:
В бакинских космополитичных уличных кафе можно увидеть, как мужчины и женщины всех возрастов наслаждаются бокалом пива или розе в солнечный день. Вино, пиво и крепкие напитки широко доступны в супермаркетах и ресторанах. Светский подход Азербайджана к вину во многом обязан российскому, а затем советскому влиянию, насчитывающему около двух столетий, с корнями, уходящими в далекое прошлое.
Археологические свидетельства предполагают, что азербайджанское виноделие насчитывает как минимум 4,000 лет, а, вероятно, и гораздо больше. Оно упоминается Геродотом в VII веке до н.э. и Страбоном в I веке до н.э. На протяжении тысячелетий азербайджанское виноделие процветало под влиянием язычества, зороастризма, персидской и христианской культур, пока около 1,400 лет назад ислам не прервал его развитие. Завоевание царской Россией в XIX веке и повторное завоевание Советским Союзом в XX веке положили начало винодельческому производству в промышленных масштабах, ориентированному в основном на российский рынок. Производство, направленное на количество, а не на качество, достигло пика в 2 миллиона тонн к 1985 году, пока указ Горбачева о борьбе с алкоголизмом не остановил крупномасштабное виноделие. Впоследствии 130,000 гектаров (320,000 акров) виноградников были выкорчеваны на дрова. В 2000-х годах индустрия перезапустилась и начала процесс переосмысления.
На фото: Пол Уайт
Разработка была грамотно продумана и реализована. Местоположение виноградников и сорта винограда были тщательно выбраны с учетом почв и климата, в основном на высоте 300–1,000 метров (984–3,280 футов) для поддержания естественной кислотности и предотвращения перезревания. Хотя преобладают обычные сорта, происходящие из Бордо и Бургундии, в составе также есть несколько неожиданных вариантов, таких как Вердельо, Рислинг и широкий спектр сортов из Роны и Италии.
Национальная гордость сыграла важную роль в успешном преодолении давнего негативного образа азербайджанского вина советской эпохи, с акцентом на стабильность, качество и хорошее соотношение цены и качества для удовлетворения растущего внутреннего спроса и расширяющегося российского рынка.
На современном этапе стало ясно, что уникальная азербайджанская идентичность может быть достигнута через увеличение внимания к местным и общекавказским сортам винограда. Традиционно разделенные на северные и южные сорта, к северным относятся грузинские Саперави, Мцване и Ркацители, а также азербайджанские Мадраса и Байан Шира - все они успешно дают моносортовые вина, раскрывающие терруар, и/или оригинальные купажи с французскими сортами. К винограду, выращиваемому на юге, относится белый Баян Ширан, традиционно используемый для производства местного игристого вина. Этот сорт ассоциируется с деревней Баян к юго-западу от Гянджи.
Виноградники в Шемахинском регионе Азербайджана. Фотография Хасанова Микаила, предоставлено Shutterstock.
Самым перспективным южным красным сортом является Khndoghni -нежный аромат, красные фруктовые ноты, линейная структура и тонкие танины. Очевидно, что у этого сорта великое будущее.
Мадраса - исключительно азербайджанский сорт, который в основном выращивается вокруг одноименной деревни на севере, рядом с Шемахой, на предгорьях Большого Кавказа, а также в западном регионе Гянджабасар. Позднеспелый, с толстой кожицей и насыщенным цветом, сорт Мадраса склонен к оттенкам ежевики и малины, с плотными, пыльными танинами в середине вкуса.
Азербайджанское вино: Производители
Три из самых крупных и значимых производителей Азербайджана расположены непосредственно к западу от Баку, в часе езды в сторону гор, начиная с 20 метров ниже уровня моря через пустынный ландшафт в районы Шамахи и Исмаиллы, расположенные в живописных южных предгорьях Большого Кавказа.
Savalan заложил свой виноградник площадью 360 гектаров (890 акров) на высоте 400 метров (1,310 футов) в 2007 году и открыл винодельню в 2010 году. Хотя производство в основном ориентировано на французские сорта, винодел из Венеции Даниеле д’Андреа придает винам итальянский стиль, стремясь к сочному, фруктовому вкусу с хорошей естественной кислотностью. Часто превосходя свои доступные цены, сорта Chardonnay, Moscato, Viognier и Traminer от Savalan мне показались более сортовыми, стабильными и легкими для повседневного употребления, чем красные вина.
Лучшие среди них - яркий, сухой Sauvignon Blanc 2023 с приятной кислотностью, сухой Riesling 2020 в австралийском стиле, Viognier 2022 в духе Лангедока и интригующий Verdelho 2023: минеральный, полнотелый и сочный. Все они попали в диапазон 86-87 баллов.
На ступень выше по качеству расположены виноградники Meysari, основанные на высоте 750 метров (2,460 футов) в 2014 году. Изначально сосредоточенные на сортах из Роны и Лангедока (Гренаш Блан, Руссан, Марсан, Клерет, Марселен, Синсо, Кариньян, Гренаш и Мурведр), их вручную собранный, органический и неорошаемый виноградник затем расширился за счет общекавказских сортов (белые - Байан Ширан, Ркацители и Мцване, а красные - Саперави, Мaдрaсa и Ширваншахи).
Благодаря тому, что виноградник обеспечивает естественную сбалансированную кислотность и фруктовую чистоту, я нашел вина действительно качественными, конкурирующими с блендами из Лангедока и Южной Франции, наиболее интересными с добавлением кавказской нотки. Красные вина особенно чистые, с тонкими, хорошо структурированными танинами, отличной кислотностью и элегантностью. Смеси кавказских и французских сортов винограда были тщательно подобраны для создания совершенно новых стилей.
Например, Sadaf 2022 (13% об.) сочетает в себе Гренаш Блан, Руссан, Марсанн и Клерэт с местными сортами Баян Ширан и Мцване, создавая ронское вино (минеральную плотность/соленый вкус), пронизанное долгим, стойким пряным, саблевидным послевкусием. Оценка - 89 баллов.
Их красное вино Innabi 2019 сочетает в себе семь сортов, в основе которых Марселан и местные сорта Саперави, Медраса и Ширваншахи.Плотные ноты черных фруктов на переднем плане, затем длинное послевкусие с прекрасно отточенной, сочной кислотностью (91 балл). Еще лучше оказалось Makhmari 2021, 13.5%: плотный купаж Марселан, Синсо, Кариньян, Гренаш Нуар и Мурведр, который может конкурировать с аналогичными купажами Лангедока (92 балла).
Винодельня Chabiant возродилась из руин обанкротившегося Château Monolit в 2016 году. Итальянский винодел Марко Кателани, родом из Флоренции, стал движущей силой ее возрождения. Винодельня и прилегающий гостинично-ресторанный комплекс явно видели лучшие времена и запланированы для модернизации в будущем, что позволит Кателани сосредоточиться в первую очередь на улучшении виноградников.
Флорентийский винодел Марко Кателани, движущая сила возрождения Chabiant. Фотография Пола Уайта.
На фоне захватывающих видов на горы Большого Кавказа, виноградник Chabiant площадью 270 гектаров (670 акров) был первоначально заложен в 2007 году на склонах высотой от 600 до 1,000 метров (1,970–3,280 футов). Недавние улучшения включают более плотные посадки, усовершенствованную систему шпалер и сокращение урожайности (1.5 кг на лозу). Виноделие в настоящее время сосредоточено на сортах Ркацители, Байан Шира, Саперави и Мадраса, с планами увеличить долю азербайджанских сортов и перейти от преобладания красных вин к равномерному разделению 50/50 в будущем.
Иронично, но вина Кателани, учитывая их итальянское происхождение, были самыми «азербайджанскими» из всех, что я попробовал. В стилистике фокус был на абсолютной сухости, чистоте фруктовых нот, низком содержании алкоголя и четкой структуре. Все они отличались итальянским гастрономическим характером и полным выражением индивидуальности и сортовых особенностей.
Сильной стороной Chabiant являются вина из местных сортов винограда. Chabiant Classic Line Bayan Shira 2023 (12% об.) демонстрирует потенциал этого сорта. Дегустируя две разные бутылки в течение 24 часов, я обнаружил меняющийся спектр сложных характеристик - от нейтральной минеральности до нот дыни, косточковых фруктов и пряных трав, таких как мята, тимьян, розмарин. Полнотельные текстуры уравновешены острой кислотностью цитруса и лайма. Оценка - 89 баллов.
Chabiant Classic Madrasa 2021 (13% об.) столь же сложное вино, насыщенное свежими и сушеными нотами вишни всех оттенков и цветов. Полное и округлое с мясистой текстурой, закрепленной пыльными танинами на заднем плане (91 балл).
Chabiant стоит посетить хотя бы ради ресторана с великолепной, аутентичной азербайджанской кухней. Продукты из прилегающих деревенских участков, приготовленные местными поварами - могу поручиться за одни из самых вкусных помидоров, свежеиспеченный хлеб и жареную курицу, которые я когда-либо пробовал.
Однако самые интересные и совершенные азербайджанские вина, которые я пробовал во время этой поездки, были от небольшого, начинающего производителя «vigneron» FA Valley. Практикующий хирург, доктор Фархад Агаев, сам делает вина и руководит органическим виноградником площадью 5 гектаров (12 акров) на глинисто-известковых почвах, заложенным в 2018 году.
Следуя своей глубокой любви к итальянским винам и имея четкое представление о том, что делает их великими, доктор Агаев высадил шесть итальянских сортов в регионе Хачмаз, ранее свободном от виноградников, в 60 км к югу от российской границы и неподалеку от Каспийского моря. Виноград собирается вручную и ферментируется с использованием природных дрожжей на его небольшой, высокоэффективной винодельне, оснащенной стильными итальянскими бетонными резервуарами, крупноформатными дубовыми бочками, фудрами объемом 4,000 литров и амфорами итальянско-французского дизайна.
Все его 100%-ные вина из сортов Альянико, Колорино, Неро д'Авола, Санджовезе, Сагрантино и Пугнателло выращены с умом, изготовлены с высокой точностью и обладают ярко выраженной сортовой индивидуальностью. Они могли бы достойно соперничать с качественными итальянскими аналогами.
Наибольшее впечатление произвели: флоральное, с нотами ежевики и черной вишни FA Valley Nero d’Avola 2022 (12,5% об.), гладкое, концентрированное вино с великолепной кислотностью (93 балла); ультра-чистое, выдержанное в бетоне FA Valley Aglianico 2022 (13% об.), превосходящее свою цену по всем параметрам (91 балл); и очень серьезное FA Valley Ragazzaccia (bad girl) Aglianico 2020 (13,5% об.) - крупное, мощное, ароматное, многослойное, с элегантными и тонкими танинами. Несомненно, это лучшее вино, которое я пробовал в Азербайджане. (96 баллов).
Азербайджанское вино: Интригующее само по себе
Не зная, чего ожидать от азербайджанского вина, я обнаружил, что оно интригует само по себе. Например, никто бы не предположил столь сильное итальянское влияние на виноделие или азербайджанца, расположенного недалеко от российской границы, производящего вино в итальянском стиле из итальянских сортов винограда.
Научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия Азербайджана в настоящее время занимается идентификацией и изучением ДНК 350-400 местных сортов винограда, стремясь нарастить посадки для винодельческого производства. В ближайшее время у виноделов появится много новых местных сортов для экспериментов.
Причина, по которой мы мало слышали об азербайджанском вине, в том, что оно начало активно развиваться лишь 20 лет назад, после долгого периода «спячки». Во многих отношениях оно заново создало себя как один из самых молодых винопроизводителей в мире в стиле Нового Света. Освоив основы, азербайджанское виноделие теперь ищет, что сделает его уникально азербайджанским.
Хотя я не нашел ничего похожего на традиции терракотового виноделия в соседнем квеври (грузинское керамическое изделие, напоминающее древнегреческий пифос, но без ручек – прим. ред.) в первозданном виде, есть несколько проблесков надежды. В Мейсари 16 квеври стояли перевернутыми вверх дном рядом с емкостями из нержавеющей стали, готовые к захоронению, а затем к производству вина в следующем году.
Я также слышал заманчивые слухи о том, что некоторые деревенские жители возле границ продолжают традиционное виноделие в глиняных сосудах.
Будущее Азербайджана, возможно, найдет новые пути через свое прошлое.
И напоследок. Азербайджан идеально подходит для винного туризма. Сам Баку - очень космополитичный город, в котором стоит провести несколько дней ради его атмосферы. Смешение Барселоны и Стамбула, его старый, окруженный стеной средневековый центр аккуратно отреставрирован, удобен для пеших прогулок и на удивление не переполнен туристами, а в обрамлении находятся одни из самых смелых современных архитектурных сооружений на планете.Гастрономическая и винная индустрия динамична и все больше ориентирована на молодежную культуру. Ведущий винный бар, Kefli, полностью сосредоточен на азербайджанском вине и постоянно находит новых производителей, чье производство едва ли больше гаражного.
Баку также является отличной базой для изучения азербайджанских виноделен, поскольку большинство из них расположены в часе-двух езды. Все они имеют превосходные рестораны, предлагающие изысканные традиционные блюда из местных продуктов. Многие предлагают потрясающие горные виды и долгие закаты. Только слегка прикоснувшись к Азербайджану и его винам, я с нетерпением жду возможности вернуться.
Баку, космополитическая столица Азербайджана, не только служит удобной базой для исследования винных регионов страны, но и сама по себе достойна посещения. Фотография от Shutterstock.
Источник: Worldoffinewine.com