AKSHAM: Турецкая армия не сильнее Саддама - Масуд Барзани
Глава курдского автономного района на севере Ирака Масуд Барзани в своем интервью телеканалу «Эль-Арабия» наряду с угрожающим заявлением «мы можем вмешаться в проблемы Диярбакыра и других турецких городов» бросил вызов военным и дипломатическим силам Турции.
В интервью, не опубликованном в турецких СМИ, Барзани заявил, что не позволит Анкаре вмешаться в курдскую проблему и что не боится ни военной, ни дипломатической силы Турции. Говоря о турецкой военной силе, Барзани отмечает, что «она не может быть мощнее сил Саддама».
Из части интервью Барзани, вызвавшего дискуссии:
- Почему турецкие власти говорят, что не позволят получить контроль над Киркуком?
- Мы в ответ заявляем, что и мы не можем позволить Турции вмешиваться в курдскую проблему.
- Что вы имеете в виду, говоря «не можем позволить»?
- То же, что и они имеют в виду, говоря «не можем позволить».
- У них огромная военная мощь и сильная армия…
- Я не боюсь их военной силы. Она не может быть мощнее сил Саддама.
- Но в то же время Турция еще и дипломатическая сила…
- Я не боюсь ни военной, ни дипломатической силы Турции. Они вторгаются в не имеющие отношение к ним внутренние проблемы другой страны. Киркук – это иракский город с курдской самоидентификацией. Все известные географические и исторические реальности доказывают, что Киркук является составной частью Иракского Курдистана. Вмешательство Турции в проблему Киркука непозволительно. Если же Турция считает, что имеет подобное право, то в этом случае и мы станем вмешиваться в проблемы Диярбакыра и других турецких городов.
- Это своего рода угроза?
- Нет, это не угроза. Это ответ Турции на случай, если она вмешается в проблему Киркука. Какое право имеет Турция вмешиваться в эту проблему? Причиной является наличие в Киркуке иракских туркманов.
- Но в Турции проживают 30 млн. курдов. А вы не вмешиваетесь в проблему турецких курдов?
- Нет, не вмешиваемся. Но в случае турецкого вмешательства в проблему Киркука из-за небольшого числа туркманов мы также вмешаемся в проблему 30 млн турецких курдов.
- Вы верите, что проблема может достичь таких масштабов?
- Надеюсь, не достигнет. Но если турки будут настаивать на своем, всю ответственность за последствия я беру на себя. Я не позволю им осуществить свою политику в Киркуке.
- Источником такой уверенности является ваш союз с США?
- Источник моей уверенности исходит от веры в бога, справедливость нашей борьбы и поддержку всего иракского народа. Потому что это вторжение во внутренние дела Ирака.
Фуад Хусейн: «Это не угроза, а оборона»
Председатель Управления Советом Курдистана д-р Фуад Хусейн заявил: «В нашем языке нет понятия «угроза. Слова Барзани характеризуются как непринятие турецких политических деятелей». Ф. Хусейн заявил, что «Киркук – это внутренняя проблема и эта проблема присуща курдам, туркменам, арабам, келданам и ассирийцам. Существует статья 140 конституции. Это и есть конституционное разрешение проблемы Киркука». Он продолжил: «Сегодня мы, как и в прошлом, говорим на своем языке, чтобы защитить себя, свое общество и курдистанские земли. В то же время мы не можем позволить кому-либо обращаться к иракскому и курдскому народам с угрожающими выступлениями. Курдская проблема существует в нескольких странах. Прежде всего мы верим, что курдская проблема имеет место. Мы стремимся достичь разрешения курдской проблемы в Ираке. Но у курдов в других регионах есть своя стратегия и политика. Они сами определяют свою стратегию и политику. И мы не вмешиваемся в это».
Автор скандального интервью с Барзани Эли Наккузи поясняет газете AKŞAM закулисные подробности репортажа. Она заявила, что сразу после завершения интервью находящиеся рядом советники лидера IKDP, не желая создавать проблему в отношениях с Турцией, попросили ее вырезать из интервью высказывания Барзани о Турции. «Я никогда не исправляю содержание взятых мною интервью, приняв подобные возражения. Я стала причиной таких резких высказываний Барзани, но не ожидала, что дело примет такие масштабы», - сказала она.
Наккузи сообщила также, что дважды попыталась получить прием у премьер-министра Турции Р. Эрдогана, но, ссылаясь на предвыборную ситуацию, Анкара отложила встречу на 3-4 месяца. Репортер отметила, что репортаж с Барзани был сделан 26 февраля, а доработка заняла полтора месяца.
Перевод: 1news.az