Айдын Ализаде: «У нас общество в меру религиозное, без особых уклонов к радикализму»
В принципе меня как специалиста, изучающего мировые религии, удовлетворяет существующий в Азербайджане Закон о свободе вероисповедания, сказал 1news.az кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Азербайджана Айдын Ализаде.
У нас общество в меру религиозное, без особых уклонов к радикализму. У нас сейчас труднее быть атеистом, чем представителем какой-нибудь религии. То есть общество в силу выработанных многовековых норм практически не приемлет атеистического мировоззрения. В религии заложен огромный позитив, связанный с верой в загробный мир и божественную справедливость.
Также есть различное понимание традиционной в Азербайджане религии ислам. Так, допустим между исламом крестьянина и исламом доктора наук есть большая разница. То, что в обществе существует массовое усредненное понимание религии, и есть индивидуальное, связанное с духовным и интеллектуальным ростом конкретного человека, отметил философ.
Сегодня в мире особенно муссируется понятие «политического ислама» как инструмента развития общества. Понятие «политический ислам» появилось после прихода к власти в Иране религиозного режима. В принципе в исламе шиизм и есть политический ислам, под лозунгами которого веками претворялись революционные методы борьбы за власть. У шиизма наиболее политически активная догматика, что, кстати, и является причиной конфликтов в странах с преобладанием радикально настроенного шиитского населения. История шиизма - это летопись войн и революций. США на Ближнем Востоке в основном конфликтуют с Ираком, Ираном, Сирией, Ливаном, где особенно силен шиитский фактор в политике.
Вместе с тем у суннитов отношение к политике намного более пассивное, их мировоззрение позволяет спокойно делегировать все властные полномочия правителю, и не вступать в конфликт с руководителями. В связи с этим в таких странах как Турция, Саудовская Аравия, Египет, спокойно относятся к политике США и плодотворно интегрируются в мир западных ценностей. Суннизм по своему устройству лоялен к любым властям, которые не запрещают исповедовать ислам, высказал свое мнение ученый.
Что из этого лучше - не мне судить, могу лишь отметить, что после 18 века, начиная с Европы, почти во всем мире начался резкий отход от религиозного догматизма и светские принципы позволили создать новую прогрессивную модель государства. Так называемые светские демократические идеи впервые проповедовали не в Европе, а на исламском Востоке. Еще в 12 веке мусульманский ученый Ибн-Рушд выступал за создание того, что сегодня называется гражданским обществом и демократическим государством. Но уже тогда мусульманский Халифат подходил к закату своего величия, а идеи Ибн-Рушда через несколько веков нашли благодатную почву в Европе.
Я думаю, что сегодня прогрессивный мир отходит от крайностей, когда в один исторический период инквизиция, церковь, невежественные священнослужители уничтожали любые ростки новой мысли. Или в последующий период, когда в Европе, России громили церкви, оскорбляли святыни, и боролись с любыми несветскими идеями. Сейчас мир подходит к модели общества, в котором духовность перестает быть предметом политики, а светские законы не вступают в противоречие с вечными религиозными ценностями. В нашей стране складывается в этом плане очень прогрессивная модель этих контуров будущего гармоничного мира, завершил Ализаде.
Ризван Гусейнов, 1news.az