Паата Закареишвили: «Россия заинтересована в таком президенте Грузии, как Саакашвили» | 1news.az | Новости
Интервью

Паата Закареишвили: «Россия заинтересована в таком президенте Грузии, как Саакашвили»

13:53 - 27 / 08 / 2007
Паата Закареишвили: «Россия заинтересована в таком президенте Грузии, как Саакашвили»

Эксклюзивное интервью 1news.az с известным грузинским конфликтологом Паатой Закареишвили

Замминистра обороны Грузии Бату Кутелия заявил журналистам, что "нарушение воздушного пространства зафиксировано военными радарами и гражданской авиацией".

По утверждению Минобороны Грузии, это уже девятый факт нарушения воздушного пространства страны за последние три месяца.

Грузия также обвиняет ВВС РФ в нарушении государственной границы и ракетном обстреле своей территории 6 августа. Российская сторона опровергает все факты нарушения воздушного пространства Грузии.

Как результат, официальный Тбилиси обвинил Россию в попытке дестабилизировать ситуацию в конфликтных зонах на территории Грузии, что на фоне относительного потепления грузино-российских отношений (возвращение российского посла в Грузию и начало выдачи российских виз гражданам Грузии) вызвало очередной виток напряженности в отношениях между этими странами.

В этой ситуации с частыми нарушениями воздушного пространства Грузии неопознанными летающими объектами, предположительно российского происхождения, подозрительными обстрелами и бомбардировками грузинской территории без человеческих жертв на фоне усиливающейся антироссийской истерии официального Тбилиси и растущего рейтинга президента Саакашвили у постороннего наблюдателя складывается впечатление согласованных между Тбилиси и Кремлем действий российских ВВС, когда Кремль подыгрывает Саакашвили с целью укрепления его позиций в Грузии.  

С целью прояснить ситуацию наш корреспондент обратился к известному в Грузии конфликтологу Паате ЗАКАРЕИШВИЛИ:

- Я уверен, что есть силы, как в Грузии, так и в России, заинтересованные в том, чтобы грузино-российские отношения постоянно находились в напряженном состоянии. Их действия всякий раз выражаются в таких агрессивных актах, как бомбардировки. Но большую вину я все же склонен видеть в действиях России. Это было политическое решение российских властей, принятое на самом высшем уровне, дабы подбросить еще одно полено в пламя российско-грузинских напряженных отношений и не позволить им остыть. Я не думаю, что грузины обладают соответствующими способностями и возможностями для осуществления таких хитроумных замыслов. У России больше таких возможностей и потому трудно доказать, что эта акция была осуществлена российской стороной.

- Кому выгодна эта напряженная ситуация?

- Она более выгодна Кремлю с целью накаления ситуации в случае, если невозможно доказать вину Москвы. Именно такая ситуация сложилась сейчас, когда по глупости или преднамеренно уничтожена ракета – основное доказательство обстрела грузинской территории и расследование сейчас ведется на основании данных РЛС. Поэтому все те специалисты, кого Грузия пригласила расследовать инцидент, являются специалистами именно в системе радаров.

России выгодно показать миру недееспособность Грузии, которая не в состоянии контролировать собственную территорию, имеет большие проблемы в конфликтных зонах. Хотя, с другой стороны, версия о том, что эту акцию могли провести сами грузины – не лишена здравого смысла. Грузины могли разбомбить собственную территорию и потом все свалить на Россию. Но и как в случае с Россией, это тоже сложно доказать. Скорее всего, расследование этого инцидента будет напоминать расследование похожего инцидента в Кодорском ущелье в марте этого года. По итогам расследования так и не был выявлен виновный. А само заключение экспертной группы было очень туманным и общим. Видно, что мировое сообщество за исключением США не торопится обвинять в произошедшем Россию.

- Как все же объяснить действия России: если ракета действительно является антирадарной и была обнаружена недалеко от дислоцированной в том районе грузинской РЛС, то почему не поразила эту РЛС?

- Первые же осмотры местности и самой ракеты показали, что она не была даже выстрелена в сторону РЛС – ее просто...выбросили с самолета, как будто старались как можно скорее освободиться от столь тяжелого и опасного груза. По одной из версий, изложенной командующим миротворческими силами Кулахметовым, осетинские миротворцы заметили военный самолет, приняли его за грузинский и обстреляли из ПЗРК. Именно поэтому, стремясь уйти от теплонаводящей ракеты ПЗРК, самолет выбросил ракету. Но сделал он это несколько странно. Обычно, когда не выполнено задание и от боеприпасов следует избавляться, то лучше всего это сделать в горах Кавказа в труднодоступных местах, дабы не сразу можно было найти боезаряд – основное доказательство готовящейся операции. В данном же случае летчик выбросил ракету на самом видном месте, на окраине густонаселенного села, дабы ее можно было легко найти и поднять из-за этого большой шум.

- Как вы расцениваете сообщение осетинской стороны о том, что грузинские самолеты выпустили две ракеты, одна из которых упала на окраине грузинского села, а вторая на территории Южной Осетии?

- Проверить сообщение сепаратистов о второй ракете не представляется возможным, так как она упала на контролируемой ими территории. Собственно говоря, с самого начала не было четких данных по количеству самолетов, нарушивших воздушное пространство Грузии. Одни свидетели говорили об одном самолете, другие о двух. То же самое касалось и местных экспертов, когда одни говорили о бомбе, другие – о ракете.

- Насколько нагнетание ситуации в зоне конфликтов выгодно России, ведь виноватой признается сама она и это бьет по ее международному престижу?

- Как видно, международному сообществу трудно доказать принадлежность самолетов именно России. В этой ситуации Россия всегда может заявить, что это могли быть грузинские, канадские или китайские самолеты.

Кроме того, Запад вынужден считаться с Россией – великой державой, от которой слишком многое зависит в этом мире. В частности, поставки энергоносителей. Поэтому СБ ООН не принял резолюции, осуждающей российскую политику в Грузии.

Более того, России выгодно показать свою военную силу Западу, демонстрируя, таким образом, возможность влиять на ситуацию в конфликтных зонах Грузии.

Далее, президенту РФ Путину в преддверии президентской избирательной кампании 2008 года выгодно иметь внешнего врага и накаленную ситуацию с Грузией, дабы сплотить народ вокруг кандидатуры своего преемника. То есть, российские власти показывают своему народу решимость наказывать всех тех, кто плохо относится к России. Это игра на псевдопатриотизме российского народа.

- С другой стороны, нельзя не заметить, что всякий скандал, любое осложнение в грузино-российских отношениях поднимает рейтинг президента Грузии Саакашвили. Означает ли это, что Москва подыгрывает Саакашвили?

- Вы правы, Россия сама заинтересована в таком президенте Грузии, как Саакашвили. Он очень амбициозен, импульсивен, малокомпетентен, и им легко управлять. Довольно бывает России повести себя вызывающе, как Саакашвили сразу выходит из себя и, не подумав, начинает резко реагировать. Поэтому Россия более какой-либо другой страны заинтересована в сохранении у власти в Грузии Саакашвили. Самая главная опасность для России – демократическая Грузия. Пока же в Грузии строят дороги, фонтаны, красят фасады зданий, но не строят демократии.

- Говоря о ситуации в Южной Осетии, как вы оцениваете новую акцию, предпринятую правительством Санакоева против режима Кокойты – «Кокойты – Фандараст»?

- Это все показуха, когда власти Грузии стараются усилить позиции Санакоева в борьбе с Кокойты. Реальность же состоит в том, что этнические осетины, проживающие в Цхинвальском регионе, не переходят на сторону Санакоева, за исключением тех 5-7 семей, с которых и начался проект Санакоева, как альтернативы Кокойты. В основном все окружение Санакоева состоит из этнических грузин, и штаб-квартира Санакоева находится в селе Курта, в котором всегда проживали этнические грузины, и оно всегда находилось под контролем официального Тбилиси. В Грузии это не пройдет, так как мы обо всем этом хорошо осведомлены. Но международное сообщество можно ввести в заблуждение, показывая фигуру Санакоева, как бывшего министра обороны сепаратистского режима и главу сепаратистского правительства, сейчас перешедшего на сторону официального Тбилиси. Проект Санакоева используется именно сейчас, дабы в преддверии президентских и парламентских выборов в Грузии в 2008 году создать у международного сообщества впечатление прогресса в деле мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Конечно, некоторым из осетин понравилось, что Санакоев выступал в Брюсселе на осетинском языке. Но сколько это можно пиарить? Ясно же, что если даже Хавьер Солана начнет говорить на осетинском языке, то грузино-осетинский конфлит все равно не решится.

Я считаю, что руководство Грузии должно не отгораживаться от осетинского населения Цхинвальского региона, не вести переговоры с Санакоевым, который и так не представляет опасность для Грузии, а установить постоянный диалог с Кокойты, который на данный момент выражает мнение большинства осетинского народа. За Санакоевым никого нет, его охраняют и содержат сами грузины на контролируемой грузинами же территории. Многие склонны видеть в действиях официального Тбилиси по отношению к Санакоеву параллель со ставкой России в Чечне на Кадырова. Но Кадыров в отличие от Санакоева опирался на поддержку одного из самых крупных кланов в Чечне – Центоройского, что и обеспечило ему победу над другими кланами. Санакоев же опирается на слабый клан Каркусовых, представители которого бежали из Южной Осетии под защиту грузин. Кадыров же с самого начала действовал на территории Чечни и в итоге подчинил себе всю Чечню. Санакоев не навел порядок в Цхинвальском регионе, а просто бежал оттуда. Это все равно, как если бы Кадыров бежал в Россию и сформировал бы свое правительство где-то на территории Краснодарского края.

Что же касается проводящейся сейчас правительством Санакоева акции – «Кокойты – Фандараст», то это больше похоже на простое отмывание денег. К примеру, они создали многочисленные офисы по всей Грузии, в том числе и в Западной Грузии. К чему этот офис в Кутаиси, где нет и никогда не жили осетины. Мы – грузины, никакое отношение к Кокойты не имеем, мы давно с ним распрощались. Агитацию необходимо вести среди осетин. А для этого офисы надо открывать на территории Цхинвальского региона, к примеру – в Цхинвали, но не в Кутаиси.

- Как долго будет сохраняться такая напряженная обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта?

- Это может продолжаться очень долго, пока стороны не примут решение идти на переговоры. Но тут надо сказать, что именно грузинская сторона уходит от переговоров с осетинской стороной. К примеру, бывший государственный министр по урегулированию конфликтов Мераб Антадзе за все время пребывания на этом посту ни разу не встречался с представителями де-факто властей Южной Осетии и провалил все заседания смешанной контрольной комиссии в зоне грузино-осетинского конфликта. Наоборот, официальный Тбилиси все переговоры старается перевести на международный уровень, привлекая страны Запада к решению грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Отсюда и все эти пиар-акции, рассчитанные именно на международное сообщество. К примеру, эта история с возвращением Кодори, который и не надо было возвращать.

- Что вы можете сказать по поводу нового госминистра по урегулированию конфликтов Давида Бакрадзе?

- Ясно, что он будет продолжать прежнюю линию властей. Но, в отличие от Антадзе, который был специалистом по России, ранее курировал отношения с этой страной в МИД и даже не знает хорошо английский, нынешний министр ранее возглавлял парламентский комитет по евроатлантической интеграции, хорошо владеет английским языком и знаком со странами Запада. Приход Бакрадзе именует собой смену векторов в решении конфликтов. При Антадзе больше внимания уделялось России, попыткам привлечь ее к решению конфликтов, а потом и просто антироссийской политике, что закончилось для нас неудачей, ибо мировое сообщество отказалось поддержать нас в противостоянии с Россией.

Сейчас официальный Тбилиси посредством Бакрадзе будет пытаться меньше внимания уделять России, а в основном привлечь внимание Запада, в частности – Евросоюза, сделать его активным игроком в урегулировании конфликтов на территории Грузии. Я сомневаюсь, что это получится, ибо у ЕС и так достаточно своих проблем.

- С начала этого года в СМИ упорно циркулируют слухи о том, что Россия закулисно уже договорилась с Грузией и отказалась от поддержки Кокойты в пользу каких-то других преференций. Насколько это возможно?

- Я в этом сомневаюсь. Сейчас Россия сильна как никогда и поступательно усиливается дальше. Влияние России очень велико во многих странах мира, в том числе и на Ближнем и Среднем Востоке. Сейчас у России в мире меньше проблем, чем у США и они легче решаемы. К примеру, у США такие проблемы в мире, как Ирак, Афганистан, Иран и Сирия. А у России – Грузия и Эстония. Это же не сопоставимые проблемы. С другой стороны ахилессовой пятой России, способной ее взорвать изнутри, является Северный Кавказ. А помочь взорвать этот регион могут соседние страны: Грузия (через Чечню) и Азербайджан (через Дагестан). На Северном Кавказе самым верным союзником России, несмотря на трагедию в Беслане, является Северная Осетия-Алания. Это братский русскому православный народ, у которого есть свои проблемы с соседними народами, в частности с ингушами. Поэтому России важно то, что происходит в Южной Осетии. В Северной Осетии у власти националисты, желающие создания единой Осетии и они не позволят Кремлю так запросто распоряжаться судьбами осетин в Грузии. Кстати говоря, грузино-российские отношения ухудшились именно из-за Южной Осетии. В самом начале прихода к власти в Грузии Саакашвили, отношения между ним и Путиным были очень хорошими. Но ситуация осложнилась после того, как Тбилиси пытался силовым путем решить грузино-осетинский конфликт в июле 2004 года. После этого грузино-осетинские отношения пошли по наклонной в стороны дальнейшего ухудшения. То есть, Южная Осетия стала тем самым камнем преткновения для Грузии и России. Поэтому я не верю, что Россия так просто отдаст Южную Осетию Грузии. Сама Южная Осетия России не нужна (закрытая горная территория, отсутствие дорог и полезных ископаемых). Но в ней сосредоточены интересы Северной Осетии – верного союзника России на Северном Кавказе и терять ее России не выгодно.

- Недавняя победа России в праве проводить в Сочи зимнюю олимпиаду 2014 года привела к заявлениям некоторых российских официальных лиц о возможности инвестирования некоторых средств в соседнюю Абхазию с целью возведения там заводов по производству стройматериалов. Официальный Тбилиси резко выступил против. Насколько, по-вашему, возможны в скором будущем такие инвестиции в Абхазию?

- Это вполне реально. К примеру, уже сейчас на сайтах, где рекламируется олимпиада в Сочи можно увидеть материалы по красивым местам в Абхазии: озеро Рица, Ново-Афонский монастырь и Ново-Афонская пещера и т.д. Естественно, что в первую очередь в Абхазию из России потекут грязные деньги. Многие российские бизнесмены захотят отмыть свои деньги в Абхазии, где ситуация не контролируется со стороны международных организаций и они не смогут проверить законность этих денег. Россия при этом всегда может остаться в стороне, так как государственные средства туда вкладываться не будут, а лишь частные, от которых Россия всегда легко может отказаться. Но что самое главное, если ранее в Абхазию ездили только российские туристы, то теперь поедут и иностранцы, что приведет к развитию туристической инфраструктуры. Поэтому за оставшиеся до олимпиады 7 лет в Абхазии можно будет отмыть огромное количество денег и построить немало объектов, которые с лихвой успеют окупить себя. А после, даже если все это будет признано незаконным со стороны официального Тбилиси и изъято, владельцы не понесут никаких убытков.

Сможет ли Грузия как-то воспрепятствовать этим инвестициям?

Не думаю. Грузия уже дала согласие на проведение олимпиады в Сочи, проголосовав за нее. В этом смысле я считаю, что те влиятельные силы на Западе, которые убедили Грузию поддержать на голосовании Россию, они же убедят Грузию не противиться этим инвестициям в Абхазию.

Дело в том, что США и прочие страны Запада заинтересованы в проведении олимпиады в Сочи на высоком уровне, потому что хотят «подмазать» России. Это же было ясно сразу, когда Путин прежде, чем лететь в Гватемалу на процедуру голосования, прилетел в США и, убедившись в поддержке США и их союзников, улетел в Гватемалу.

- Почему же, несмотря на такое видимое охлаждение отношений между Россией и Западом, когда многие эксперты стали говорить о возобновлении «холодной войны», Запад подыгрывает России в получении права на проведении олимпиады в Сочи?            

- Это все Запад делает не из альтруистических побуждений, а в ситуации торгов с Россией. По всей видимости, Россия уступит Западу в вопросе создания ПРО и в доступе западных кампаний к своим недрам.

- Возможно ли урегулировать конфликты на территории Грузии до начала Сочинской олимпиады, то есть до 2014 года?

- Грузино-осетинский конфликт реально можно урегулировать к этому сроку, так как там ситуация проще и легче поддается урегулированию. Стороны просто должны захотеть начать диалог.

Что касается грузино-абхазского конфликта, то там, на мой взгляд все будет наоборот – ситуация будет заморожена до окончания олимпиады. России не выгодно какое-либо действие в зоне грузино-абхазского конфликта в пользу любой из сторон, ибо это приведет к недовольству обиженной стороны и возобновлению конфликта. Я не думаю, что за 7 лет, оставшиеся до олимпиады в Сочи, Россия сможет провести такую политику, которая способствовала бы урегулированию конфликта и удовлетворила бы обе стороны.  

Роман Темников, 1news.az

Грузия

Поделиться:
2535

Последние новости

Все новости

1news TV