Десятилетие реформ Казахстан отмечает новыми «резкими шагами»
В Казахстане празднование десятилетия курса на обновление и реформы совпало с новым и весьма резким рывком вперед того же процесса. Так что праздник получился скорее деловым, чем торжественным.
Как упомянутый рывок, так и его резкость связывают с личностью нового премьер-министра страны, Карима Масимова. Много сказано о том, что стратегия реформ Казахстана, приведшая к невиданному росту и укреплению статуса страны на мировой арене, должна связываться с именем президента, Нурсултана Назарбаева. Но даже Назарбаев не добился бы ничего, не сколоти он мощную команду реформаторов. И вот сейчас один из этой команды, Карим Масимов, облетев все регионы страны, обойдя все министерства и ведомства, приступил к нескольким мерам, носящим очевидно непопулярный, но неотложный характер.
Вряд ли осторожный чиновник стал бы поднимать тарифы на электроэнергию (что привело к серьезному скачку цен буквально на все), вводить платные автодороги, или форсировать жилищно-коммунальную реформу на фоне кризиса ипотеки и жилищного строительства. Но Масимов совместил все это с еще одним резким шагом – предъявил претензии иностранному инвестору в нефтегазовом секторе. А именно, консорциуму AGIP KCO в лице ENI – за невыполнение обязательств по контракту.
Глядя на происходящее в Казахстане со стороны, видно, что новый премьер попросту принимает решения, которые нельзя было дальше откладывать. Многое в стране требовало резких действий. И система отношений парламента и правительства (нельзя игнорировать законодателей так, как это делалось раньше), и изношенность основных фондов в энергетике (до 80%!), и возникший по этой причине дефицит энергии, и это в «энергетической» стране. Да и иностранным инвесторам в ключевой нефтегазовый сектор Казахстан - видимо, следуя примеру России 90-х годов – прощал все, что угодно.
Вопрос в том, почему новый рывок реформ происходит именно сейчас? Только потому, что появился новый и нетерпеливый глава правительства?
Но если посмотреть на логику и «почерк» преобразований в Казахстане, то оказывается, что резкие движения и умение принимать, рано или поздно, непопулярные решения – это знакомое дело. Не Масимов выработал этот «почерк», а все-таки, видимо, именно Назарбаев. Напомним, что 10 лет назад Казахстан процветающей страной, как сегодня, никто особо не называл. И никто за пределами страны поэтому не обратил особого внимания на появившийся тогда документ под названием Стратегия «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». 10-летный юбилей именно этого события, кстати, в стране будут отмечать в конце недели.
На взгляд, это похоже на документ правительства Малайзии, кратко именуемый «Видение 2020» - долгосрочные ориентиры развития не только и не столько экономики этой уникально успешной страны, сколько всего общества. Но одна из составляющих успеха Малайзии – это умение никого слепо не копировать. И Казахстан нащупал свою дорогу в завтрашний день.
Если кратко – совсем кратко –одновременно решалось несколько задач. Пройти начальную стадию в развитии гражданского общества. Обеспечить систему безопасности вокруг национальных границ. Перейти к экономическому росту, базирующемуся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Начать делать ключевые инвестиции в человека, то есть в образование и здравоохранение, и – добавим – в обучение казахстанцев за границей там, где своих возможностей не хватает. Создать развитый энергетический сектор, причем такой, где доходы от вывоза сырья были бы использованы для постоянного движения вверх по технологической лестнице. Выстроить профессиональный и современный государственный механизм и госаппарат. Было и остается, понятно, в этой программе и еще множество пунктов и подробностей.
Успех на сегодняшний день очевиден, особенно для стран СНГ: никто из них не добился такого успеха, как Казахстан. Сюда можно отнести ВВП на душу населения 5 тысяч долларов в год (при более чем 10% росте в прошлом году), рекорд иностранных инвестиций на душа населения (в абсолютных цифрах – 10,4 миллиарда долларов в прошлом году). Как и тот факт, что в Казахстан, как и в Россию, наблюдается миграционный нетто-приток населения – 41.446 человек за первую половину 2007 года.
Следующий этап развития (видимо – очередные 10 лет) в Астане определяют примерно так: надо войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Создать «умную» экономику, получить статус мирового центра инноваций. И многое другое.
Понятно, что частью завоеванного в эти дни приходится жертвовать – в сфере социальной политики, например. Поднять цены на хлеб – не шутка. Однако можно напомнить, как начинался путь к успеху: в 90е годы Казахстан весьма решительно сделал то, на что у соседних государств (к которым относится и Россия) не хватило духу. Например, ввел накопительную пенсионную систему. И после этого вполне понятно было стремление многих руководителей страны, наслаждаясь успехами, отложить решение многих проблем до тех времен, когда появится запас финансовой и социальной прочности для того, чтобы двигаться дальше.
И вот – двинулись.
Возникает вопрос не о том, следовало ли это делать, а стоило ли пытаться решать все проблемы одновременно. Почему было не потерпеть с иностранными инвесторами, плавно изменив условия контрактов на более жесткие для них – особенно для тех, кто и мягкие условия не очень выполнял? Почему было не субсидировать и дальше цены на муку, или отложить хотя бы введение платных дорог?
Будем надеяться, что очередной рывок к современному развитому, конкурентоспособному обществу Казахстан пройдет в конечном счете так же успешно, как это у него получалось раньше.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости