Три «лидера завтрашнего мира» собрались в Претории
Слова «право на развитие ядерной энергетики» или «ядерные технологии» скромно ушли на задний план в итоговых документах южноафриканского саммита, на который на этой неделе собрались высшие лидеры Индии (Манмохан Сингх), Бразилии (Игнасио Лула) и Южной Африки (Табо Мбеки). А поскольку большая часть внешнего мира была склонна интересоваться именно этим аспектом разговора тройки «лидеров завтрашнего мира», то прочие принятые на саммите в Претории решения остаются незамеченными.
И напрасно. Потому что любые движения государств, которые движутся к роли мировых лидеров, очень важны. А проводящие уже второй свой саммит три страны «ИБЮА» - это весьма захватывающий сюжет мировой дипломатии, ничем не хуже, чем тот сюжет, что касается «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Что касается ядерной темы, то она обсуждалась на прошлогоднем саммите ИБЮА в городе Бразилиа. И ожидалось, что всплывет и на нынешнем саммите - потому, что министры иностранных дел ИБЮА летом, готовя встречу лидеров, приняли коммюнике, в котором отмечается «неотъемлемое право государств» на мирный атом, как и их право сотрудничать друг с другом в этой области – соблюдая, естественно, свои международные обязательства. Понятно, что этот призыв большая часть наблюдателей вписывает в контекст того, что происходит вокруг Ирана, происходило вокруг Северной Кореи и так далее. Но контексты тут возможны совсем иные – например, индийский. Он и приглушил «атомные» заявления на южноафриканском саммите.
Дело в том, что как раз в эти дни оппозиция в индийском парламенте привела к практической приостановке американо-индийскую ядерную сделку, которая открывала бы Индии доступ к американским (и не только) энергетическим технологиям и новым атомным реакторам, несмотря на то, что Индия так и остается формально вне режима ядерного нераспространения. Злые языки говорят, что оппозиция выступила как-то очень вовремя, чтобы остудить горячие умы в США, которые пытались навешивать на Дели слишком много дополнительных условий, например – выражали недовольство проектом газопровода в Индию из Ирана. Может быть, сейчас Америке действительно самое время понять, что ей эта сделка нужна больше, чем Индии, поскольку открывает США пути к новым международным отношениям в приблизившемся уже веке, когда Америка не будет уже первой нацией мира.
Так или иначе, из-за чувствительности ситуации лидеры ИБЮА решили не повторять заявления своих министров (не отказываясь от них), вместо этого занявшись простым и понятным делом – укрепления связей друг с другом. В торговле (планируя довести трехсторонний товарооборот до 15 миллиардов долларов вместо намечавшихся 3 года назад 10 миллиардов), в сферах культуры, здравоохранения, медицины и так далее.
Словом, то был бы обычный саммит, если бы речь не шла об особых государствах. Список экономических лидеров завтрашнего мира стал уже чуть ли не официальным, это прежде всего Китай и Индия, а затем Россия, Бразилия и ЮАР. Понятно, что за экономическим лидерством придет и политическое влияние. Известно, что рано или поздно те из списка, кто еще не имеет постоянного членства в Совете Безопасности ООН, получат его. Эти же страны входят в почти неизменный уже перечень приглашаемых на встречи «большой восьмерки» - кроме России, которая и так состоит в «восьмерке».
И очевидно, что всем претендентам на завтрашнее мировое лидерство выгодно сотрудничать друг с другом на пути к общей цели – чтобы не толкаться локтями, например. Что и происходит. Внутренне напряженная конструкция индо-российско-китайских встреч, где Москва по большей части пыталась сблизить Пекин и Дели, уступила место формату БРИК – добавилась Бразилия. Сейчас дипломатам четырех стран в нескольких ключевых столицах выдано указание собирать досье из вопросов, которые четырем странам следует обсуждать вместе. То есть – вырабатывать новую и широкую повестку дня. Произошло это по итогам рабочего ланча министров иностранных дел БРИК в ООН. Теперь ждем встречи этих министров в китайском городе Харбине в ближайшие дни.
Но Индия не была бы Индией, если бы ограничилась участием в БРИК и не придумала бы что-то свое, укрепляющее ее позиции. А именно, встречи ИБЮА. Некоторые с затаенной радостью отмечают отсутствие на этих саммитах Китая и России, и присутствие главного локомотива развития Африки - ЮАР. С последней, заметим, у Бразилии особые и давние связи. Тут важно вспомнить, что Китай что-то уж слишком активно расширяет свое, прежде всего экономическое, влияние еще и в Африке. Понятно, что конкуренцию будущей первой и второй экономики мира – Китая и Индии – никто не отменит. Вопрос лишь в том, в какие рамки ее вводить. Пока что они очень разумны и цивилизованны.
Наблюдая за всей активностью стран из списка мировых лидеров завтрашнего дня, приходишь к выводу, что этот самый завтрашний день часто представляют себе слишком упрощенно. Примерно так: первым и вторым лет через 20 будут Китай и Индия, а все прочее останется примерно как сейчас, но на две ступеньки ниже: США, Япония, Германия… Но очертания новой внешней политики обоих новых гигантов показывают, что за каждым из них выстраивается команда стран-партнеров, иногда неожиданных, типа ЮАР. И это может ускорить развитие как самих новых лидеров, так и их партнеров. Притом что большие державы типа Бразилии или России довольно успешно играют здесь роль связующего звена, стараясь заранее сглаживать экономические противоречия уже внутри списка претендентов на лидерство.
Ну, и не будем забывать, что эти претенденты ведут себя мирно и не шумят, а есть еще и бунтари типа Ирана или Венесуэлы, со своими поклонниками.
В общем, завтрашний день нашего мира может быть еще интереснее, чем это кажется сегодня.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель «РИА Новости»
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-новости