Рашад Рзакулиев: «Американский путь к Ирану лежит через Турцию без Эрдогана»
Интервью с соучредителем Национального Экспертного Совета Азербайджана Рашадом Рзакулиевым
- Обострение ситуации на Ближнем Востоке, кризис во взаимоотношениях между США и Турцией по вопросу перспектив признания Конгрессом так называемого «геноцида армян 1915», активизация военных действий вооруженных сил Турции против курдских боевых формирований на территории Ирака - все это далеко не самый полный список проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество достаточно внезапно. Не считаете, что динамизм развития событий в регионе несколько зашкаливает за норму?
- Думаю, что события, перечисленные Вами – это только начало деятельности активных игроков политического рынка войны. Война, как бизнес – это крайне рисковое, но и крайне рентабельное и прибыльное для тех, кто ее задумал и поэтапно реализует. Нам лишь остается принимать реалии как данность и пытаться прогнозировать развитие ситуации на ближнесрочную и дальнесрочную перспективу с целью укрепить суверенитет и территориальную целостность собственной страны. Необходимо разрабатывать шаги на упреждение рисков и угроз нашей государственности в ситуации торжества амбиций масштабного политического авантюризма.
- Можно ли было спрогнозировать подобный расклад событий в регионе?
- Если брать в глобальном измерении – алгоритм эры мировой войны был виден многими ведущими учеными и технологами планеты еще на закате прошлого столетия. Погибла одна из супердержав биполярного мира – СССР, что автоматически означало начало новой эпохи – когда за существительным «неоимпериализм» прочно закрепляется прилагательное – «американский». Американцы начали по-своему «осваивать» мир.
Если рассматривать регион - это всего лишь технические параметры и детали локальной ситуации. Война в Ираке и раскол этой страны, расширяющийся кризис в отношениях США и Турции, пересмотр политических границ стран региона и смена политических режимов, предстоящая масштабная война Соединенных Штатов с Ираном и использование ядерного оружия в момент обострения конфликта – все это возможные сценарии развертывания конфликта в регионе.
Запасы углеводородов и минерального сырья стали прекрасным "топливом" для дезинтегрированной мировой войны нового типа. Но даже такие «энергетические войны» требуют больших жертв.
- Но как объяснить резкое похолодание в отношениях между некогда верными союзниками – США и Турцией? Признание Международным комитетом Конгресса США так называемого «геноцида армян 1915 года» было неожиданным и для Белого дома, и для официальной Анкары. Это результат противостояния республиканцев и демократов накануне выборов в Америке или сыграл роль фактор некой третьей силы?
- Существуют две «истины истин» большой политики. Первая: союзничество – категория не вечная и преходящая. Вторая: все, что происходит в высших эшелонах власти ведущих стран мира, делается в угоду интересов этих стран и их правящих элит. Все остальное – лишь масс-медийный или культурологический декор.
Видимо Турции, сделавшей за последние годы серьезный прорыв к обретению статуса мощного и независимого геополитического центра, придется нелегко. На карте «большого Ближнего Востока» пентагоновской версии уже давно просматривается расчлененная турецкая государственность. В этом контексте поддержка идей курдского и армянского сепаратизма, на мой взгляд, знакова.
Хотя, касаясь конкретно признания Конгрессом США так называемого «армянского геноцида 1915 года», то я почти уверен – этой резолюции не будет. Рекомендации Комитета по внешним связям Конгресса не будут поддержаны палатой, в конечном счете. Просто турецкому руководству, на сей раз - резко и жестко – демонстрируют, насколько серьезными могут быть последствия отказа от вассальной преданности внешнеполитическому курсу США.
Выскажусь образно - американский путь к Ирану лежит через Турцию без Эрдогана.
- Чем же не устраивает США или Запад в целом эрдогановская Турция?
- Это очень многомерный и объемный вопрос. Раскрыть все аспекты, почему страна с сильным и умным лидером, сумевшая преодолеть внутренний политический раздрай и тотальную коррупцию, обретшая эффективную идеологию национального развития и истинную независимость в международной и внутренней политике не угодна Западу - в двух предложениях интервью это сделать невозможно.
Хотя вдумчивый человек наверняка поймет, что именно перечисленные мной выше характеристики современной Турции и есть тот самый повод для недовольства. На мой взгляд, Турция в лице и формате деятельности премьера Эрдогана и его команды обрела политическую силу, по реформационной значимости равноценную деятельности отца турецкой государственности Мустафы Кямала Ататюрка.
- Поддержит ли Азербайджан, при подобном политическом раскладе, Турцию?
- Поддержка братской Турции – это вопрос нашей собственной выживаемости. Не говоря уже о том, что это долг нашей чести и достоинства.
- Каковы угрозы для нашей страны при развитии ситуации в подобном негативном русле?
- Не хотелось бы говорить сейчас об этом в контексте возможной «иранской» военной кампании США, предваряя события и травмируя психику читателей. Скажу одно – спектр развития событий и его последствий может быть достаточно широк. В этом направлении идет серьезная работа, ситуация анализируется и, я уверен, будет сделано все для минимизации ущерба для страны.
Наступающее время – время испытаний государств и наций региона. В этом ракурсе необходима мобилизация всего интеллектуального класса Азербайджана, всех азербайджанцев, умеющих конструктивно и позитивно мыслить, вне зависимости от их гражданской принадлежности и политических воззрений.
В этом ключе, к примеру, создание нового формирования - Национального Экспертного Совета Азербайджана – шаг крайне важный и ответственный. По перспективной составляющей – это действительно беспрецедентный национальный проект.
- Каковы цели Национального Экспертного Совета?
- Говорить о значении и целях Совета можно долго. Постараюсь выразить мнение в нескольких коротких тезисах.
Экспертный Совет должен создать условия для общественного, политического и личного сближения перспективных деятелей политики и деловых кругов, общественных, региональных, диаспоральных лидеров, продуктивных аналитиков, экспертов, гуманитарных технологов и просто умных людей. Это базовая цель.
Самое главное и значимое в будущей деятельности Экспертного Совета – это формирование единой площадки общенационального рынка идей и стратегических проектов страны. Такой площадки в Азербайджане еще не было, хотя нужда в нем очевидна. В контексте деятельности Совета должно идти осуществление разработки и апробации как на внутриазербайджанском, так и на международном уровне перспективных идей, направленных на развитие национальной государственности и защиту национальных интересов Азербайджана.
В рамках Совета должен сформироваться перспективный инновационный портфель для Азербайджана на десятилетия вперед. Мы должны формировать сегодняшний день страны, не опираясь на прошлое, а хорошо зная и понимая конструкцию позитивного будущего.
Совет должен так же проводить политику стимулирования творческого поиска в стране, активно поддерживать молодых ученых, экспертов, действующих и перспективных профессионалов.
-Упорно ходят слухи о том, что власти Азербайджана в формате Национального Экспертного Совета создают интеллектуальный модуль, ударную единицу поддержки президента И.Алиева накануне предстоящих президентских выборов 2008 года. Как Вы можете прокомментировать это?
- Сначала о качестве подобных «слухов»…. Уверен, что Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, с его высочайшими рейтингами поддержки избирателей, без всяких проблем будет переизбран на этот пост и в 2008-м. Абсурдно и не логично связывать работу Национального Экспертного Совета с электоральными циклами в Азербайджане.
Что касается тех, кто подобные слухи генерирует…. Пусть не беспокоятся, на их обильные евро-американские грантовые пастбища никто претендовать не собирается.
Мы, объединяя наши умения, возможности и средства, создаем первую интеллектуальную корпорацию Азербайджана. Это, с одной стороны, действительно дерзкий эксперимент. А с другой – сугубо прагматичный и глубоко технологичный проект. И в этом ракурсе нам абсолютно «по барабану», что и как о нас будут говорить недруги.
Свои цели и задачи Национальный Экспертный Совет Азербайджана намерен решать на основе принципов приоритета национальных интересов и ответственности, непартийности, приверженности демократическим ценностям, профессиональной компетентности, сбалансированного и объективного подхода к вопросам национальной стратегии.
- Верно ли впечатление, что Национальный Экспертный Совет – это некий дискуссионный клуб, площадка для споров национальной сборной интеллектуалов. Или это не так?
- Не совсем так. Организационная структура Национального Экспертного Совета Азербайджана предполагает матричную систему управления. По своеобразной вертикали находятся координационные структуры в лице Правления и Исполнительной дирекции. По горизонтали же формируются коллективы под проекты – своего рода микрокоманды, состоящие из лидеров в профессиональных областях. Оперативное информационно-аналитическое пространство, где в совместном труде формируются бригады особого типа, объединенные макроидеей, занятые производством полезных и применимых в реальной жизни интеллектуальных ценностей.
1news.az