Прикаспийский и Транскаспийский
Альтернатива или параллельность?
20 декабря 2007 г. три члена СНГ - Россия, Казахстан и Туркмения подписали договор о прокладке Прикаспийского газопровода, обсуждение которого длилось с мая 2007г. Сдача в эксплуатацию данного газопровода планируется в 2010 г.
Вначале подписание этого договора предусматривалось 1 сентября 2007 г. Для этого в августе прошлого года в Казахстан и Туркмению совершил вояж новоиспеченный вице-премьер РФ С.Нарышкин. Но тогда окончательное решение вопроса было отложено на неизвестный срок. Если учитывать тот факт, что Казахстан является одним из надежных союзников России на пространстве СНГ, можно предположить, что затягивание подписания договора о строительстве Прикаспийского газопровода инициировалось президентом Туркмении Г.Бердымухаммедовым.
Туркмения, долгое время стоявшая как бы в стороне от мирового сообщества, после прихода к власти нынешнего президента стала более открытой и начала проявлять интерес к некоторым региональным и транснациональным экономическим проектам. Это в основном относится к проектам диверсификации транспортировки энергоносителей. Наличие крупных запасов газа в Туркмении не могло оставить равнодушными к ней, а также в целом к Центрально-Азиатскому региону США, Китай, Индию и европейские государства. На фоне прошлых «газовых войн» России с Белоруссией и Украиной европейские государства усиленно начали искать альтернативные источники и пути транспортировки энергоносителей, не зависящие от «капризов» России.
С этой точки зрения проект NABUCCO является примечательным. Одновременно с этим начали озвучивать мнения о целесообразности строительства транскаспийских нефте- и газопроводов, которые в дальнейшем планируется присоединить к проекту NABUCCO. В 2007 г. началась эксплуатация газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум (БТЭ). По оценкам экспертов, запасы «голубого топлива» в Азербайджане составляют 3 трлн.куб.метров. Внутренняя потребность республики в газе на сегодняшний день на уровне 12-13 млрд.куб.метров. Специалисты отмечают, что очень скоро Азербайджан полностью перейдет на самообеспечение в этом вопросе после окончательного ввода в эксплуатацию месторождений «Азери» и «Чираг». Это позволит Азербайджану экспортировать столько же газа на мировые рынки. А присоединение к газопроводу БТЭ предполагаемого Транскаспийского проекта дает возможность предложить европейскому потребителю богатые газовые ресурсы Центрально-Азиатского региона.
Не желая расставаться с геополитическими и экономическими дивидендами, получаемыми от транзита «чужого» топлива через свою территорию, Россия в мае прошлого года выдвинула идею Прикаспийского газопровода и через некоторое время добилась подписания вышеуказанного договора. Следует отметить, что уже давно Россия от своего посредничества при перепродаже туркменского газа другим государствам имеет хорошую маржу (приблизительно 100%-ную). Не исключено, что именно поэтому Туркмения в этом вопросе, не желая свое будущее полностью связать с Россией, до последнего момента рассматривала реальность других предполагаемых проектов. Подписание данного договора только после практического решения вопросов о персонах будущего президента и премьер-министра России дает основание предполагать, что Н.Назарбаев и Г.Бердымухаммедов договорились с В.Путиным о некоторых гарантиях о том, что Россия в будущем не будет чинить препятствия для осуществления других энергетических проектов, в коих кровно заинтересованы эти государства.
Недавно озвученное однозначно положительное мнение о Транскаспийских проектах из уст дальновидного и искусного политика - президента Казахстана Н.Назарбаева может послужить этому доказательством. Как известно, отношение к Транскаспийским проектам среди прикаспийских государств неоднозначно. Россия и Иран в силу геополитических и экономических причин не склонны поддержать эту идею, хотя свою негативную реакцию по данному вопросу объясняют экологическими соображениями. Но может случиться так, что уже после подписания договора о Прикаспийском газопроводе Россия изменит не только собственное мнение по Транскаспийским проектам в интересах Казахстана и Туркмении, но и постарается склонить к этому и Иран.
Предполагаю, что при подписании данного договора между триумвиратом по этому вопросу будут достигнуты кое-какие договоренности, не афишируемые широкой общественности, потому что функционирующий механизм большой политики опирается на взаимные уступки. Думаю, что на изменение позиции Ирана в положительную сторону в этом вопросе может повлиять и снижение уровня напряженности отношений между им и США, обострившихся на почве так называемой ядерной программы Ирана. Как известно, недавно в США был рассекречен доклад ЦРУ двухлетней давности, развевающий миф о стремлении Ирана создать свое собственное ядерное оружие. В самый разгар противостояния такие рассекречивания делаются неспроста. Здесь США могут преследовать несколько целей, одна из которых и может быть достижением благосклонного отношения Ирана к Транскаспийским проектам. А необходимость в Транскаспийских проектах возрастает каждым днем.
По Прикаспийскому газопроводу планируется прокачка газа в объеме 10 млрд.куб.метров в год. Хотя в дальнейшем к этому проекту предполагается присоединение Узбекистана и увеличение объема транспортировки (до 30 млрд.куб.метров), все-таки один Прикаспийский газопровод не обеспечивает транспортировки до европейского потребителя «голубого топлива» Центрально-Азиатского региона в достаточном количестве. Естественно, подобное положение дел не может удовлетворить ни Казахстан, ни Туркмению.
Сегодня, при стремительном развитии экономик некоторых государств (Китая, Индии, Бразилии, той же России), все труднее становится обеспечить растущие потребности как промышленности, так и населения. Уже давно некоторые российские эксперты отмечают, что Россия очень скоро столкнется с серьезными испытаниями в вопросе экспорта собственного газа, и не сможет выполнить все обязательства перед своими партнерами. По их мнению, она не будет в состоянии обеспечить даже внутреннюю потребность в газе. А основными причинами этого указываются истощение старых месторождений и недостаточное финансирование со стороны монополиста в этой отрасли «Газпрома» процессов открытия и эксплуатации новых месторождений. Наверное, поэтому на ближайшую перспективу увеличение добычи газа в России планируется на уровне 5%. Не следует забывать и то, что Россия газифицирована всего на 60%. Периодически В.Путин привлекает внимание руководства «Газпрома» к решению данной проблемы наряду с продажей газа за границу.
С другой стороны, выдавливание из процесса разработок некоторых газовых проектов (Сахалин-1, Сахалин-2, Штокман) иностранных компаний (несмотря даже на уже заключенные договора) под разными предлогами, скорее всего, ослабило интерес иностранных инвесторов к этой отрасли. Учитывая эти моменты, можно смело предположить, что Транскаспийские проекты скоро будут реализованы. Как ни странно это звучало бы, но Россия от этого ничего не теряет. Российское правительство уже давно озвучивает планы о том, что к 2012г. цены на газ для внутренних и внешних потребителей сравнятся. В таком случае Россия при одинаковых объемах поставки газа и на внутренний, и на внешний рынок получает эквивалентную прибыль, избавляясь при этом от лишних транзитных затрат. К тому же это облегчает обязательства России перед иностранными партнерами по поставке газа, дает ей возможность сосредоточиться на проблеме газификации самой России. А международному сообществу Россия лишний раз доказывает, что она не является пленником своих геополитических амбиций и не намерена чинить препятствия в реализации проектов, содействующих интеграционным процессам в мировой экономике.
Может возникнуть вопрос о чисто посреднических дивидендах России при перепродаже и транспортировке Центрально-Азиатских энергоносителей другим странам. Но, как бы ни было, Россия в одиночку не способна транспортировать через свою территорию весь огромный запас этого региона. Придется немного умерить свой аппетит, к чему иногда призывает своих оппонентов сама Россия. Потому что слова Джефри Чосера: « Жадность - корень всех зол» сегодня актуальны как никогда. Когда в России такие простые истины станут понятны некоторым геополитикам, тогда Прикаспийский и Транскаспийский проекты из альтернативных превратятся в параллельные.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции