Арабы не воспримут демократию по Бушу
Иран и «Аль-Каида» - главное препятствие для населения Ближнего Востока на пути к демократии и свободе. Они являются спонсорами мирового террора и несут угрозу для региональной стабильности. Таков главный посыл речи президента США Джорджа Буша, прозвучавшей в ходе его визита в Абу-Даби.
Это выступление, организованное Центром стратегических исследований ОАЭ, безусловно, является центральным пунктом в программе ближневосточного турне Буша и полностью отражает одну из главных его задач – сплотить вокруг США антииранскую коалицию в лице арабских стран.
Однако вряд ли его слова будут восприняты, несмотря на то, что взамен (хотя это и не говорилось напрямую) Буш обещал арабам всяческую поддержку, начиная от сотрудничества в сфере безопасности и заканчивая содействием в экономических и социальных вопросах.
Одновременно с выступлением Буша в Абу-Даби иранский МИД вручил послам, представляющим в Тегеране страны-члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), послание президента Ирана Махмуда Ахмадинежада с призывом расширить всестороннее сотрудничество. Напомним, что в декабре впервые в истории этой организации иранский лидер принял участие в ее саммите, где предложил монархиям Персидского залива создать совместную организацию для обеспечения безопасности в регионе, а также выступил за интенсификацию экономических и культурных связей. Теперь Ахмадинежад вновь повторил свои предложения, специально приурочив их к визиту Буша в регион.
Подобное одновременное предложение сотрудничества в области безопасности и от Буша и от Ахмадинежада могло бы быть весьма лестным для региональных лидеров, если бы не опасения, что Вашингтон и Тегеран просто выясняют отношения друг с другом за их счет. И уж тем более арабам не хочется оказаться в ситуации, когда они будут вынуждены выбирать между ними.
Для арабских государств Персидского залива США – хоть и требовательный, но все же союзник и экономический партнер, а Иран – давний соперник. Однако это не означает, что они не хотели бы поддерживать ровные и стабильные отношения с Тегераном, тем более что арабская улица относится к нему гораздо более благожелательно, чем к Вашингтону. Поэтому основная задача для местных политических элит - соблюдение баланса сил. Какие бы резкие высказывания не позволялись ими время от времени в адрес Тегерана, они понимают, что взаимодействие с ним - залог стабильности в регионе, о каких бы проблемах ни шла речь.
До тех пор, пока Тегеран не спровоцирует арабские страны на открытый конфликт, они не пойдут на конфронтацию с ним. И вряд ли стоит на это рассчитывать Вашингтону, так как иранцы слишком умны, чтобы допустить такое развитие событий. Поэтому слова Буша вряд ли побудят региональных лидеров к созданию серьезной антииранской коалиции.
Что касается общественности, к которой американский президент также обращает свои слова, то и здесь он вряд ли добьется успеха. Как бы не относились к иранцам и нынешней иранской политике арабы, к действиям Вашингтона они испытывают еще большее недоверие и скептицизм. И ни поездка Буша на Ближний Восток, ни его речь в Абу-Даби это исправить не могут, напротив, это лишь усугубляет ситуацию.
Население арабских стран вряд ли в своей массе воспримет слова о том, как прекрасны демократия, права человека и торжество закона из уст человека, на котором лежит ответственность за кровопролитие в Ираке, беззаконие в иракской тюрьме «Абу-Грейб» и в тюрьме Гуантанамо. Лицемерием покажутся многим и восхваления Буша в адрес некоторых стран региона за прошедшие в них выборы. Американский президент не забыл в своей речи упомянуть ни о муниципальных выборах в Саудовской Аравии, ни о парламентских выборах в Иордании, Марокко, на Бахрейне, ни о президентских выборах в Йемене. Увидел Буш и желание палестинцев двигаться к демократии и миру в избрании ими главой национальной администрации Махмуда Аббаса. Однако он старательно обошел тему палестинских парламентских выборов 2006 года, на которых победило Исламское движение сопротивление (ХАМАС). Эти выборы прошли согласно всем демократическим канонам, но их результат не понравился США. Блокада, в которой оказались после этого палестинцы, стала для арабского мира гораздо более доходчивым примером демократии, чем все выступления Буша.
Призывая население Ближнего Востока к свободе волеизъявления, американский президент вряд ли готов признать выбор, который может быть им сделан. Местная оппозиция – это в основном не прозападные либералы, а представители исламистов, те, кого Буш называет врагами демократии и мира. Зачастую именно они, пользуясь значительной поддержкой в своих странах, выступают с требованием проведения честных выборов. Но американский президент предпочитает видеть только то, что ему хочется, деля мир на сторонников демократии и экстремистов.
На Ближнем Востоке знают, что Буш не понимает их регион и вряд ли поймет. Это видят и арабские лидеры, нуждающиеся в поддержке Вашингтона, но при этом осознающие, к каким последствиям может привести американская политика. Тем более это видит и местное население – о ком бы ни шла речь, исламистах или светских либералах. Именно поэтому речь американского президента вряд найдет отклик внутри ближневосточного общества, как бы оно ни нуждалось в преобразованиях и поддержки извне. Населению региона необходимы демократия и реформы, а не конфронтация. Ведь речь идет не только в противостоянии с Ираном, а о тех разделительных линиях, которые проходят внутри арабского мира, в каждой конкретной стране. И визит Буша лишь усугубляет этот раскол, считают арабы.
Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости