«Черный январь»: сценаристы и исполнители. Подсудны ли они суду истории?
В январе этого года отмечается 18-я годовщина трагических январских событий 1990 года в Баку.
Тогда, в ночь с 19-го на 20 января, по указу президента СССР М.Горбачева, якобы в целях прекращения армянских погромов в столице Азербайджана, бесчинств, совершаемых экстремистскими группировками, предотвращения нарушений на участке государственной границы с Ираном и захвата власти в Азербайджане националистическими силами, в Баку были введены комбинированные вооруженные силы из регулярных частей советской армии и резервистов.
В регулярных частях были задействованы десантники элитных подразделений ВДВ из Рязани и Тулы, а мотострелковые части были подкреплены «резервистами» из Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области, которые давно превратились в логово армян. В операции под кодовым названием «Удар» при поддержке военной техники (танки, БТР, БМП и авиация) были задействованы в общей сложности 66 тыс. солдат и офицеров, при расстреле ни в чем неповинных людей были применены пули со смещенным центром тяжести. В ходе операции были убиты 170 мирных жителей и 400 ранены, среди которых дети и старики, представители разных национальностей.
Этому событию посвящено множество произведений, аналитических материалов, документальной хроники и мемуаров. Но думаю, что пока все виновники этой трагедии (в первую очередь главный палач - М.Горбачев) не получили однозначного осуждения со стороны мирового сообщества и не понесли достойного наказания, пропорционального уровню их преступных деяний в этой трагедии, нельзя поставить точку в изучении этого вопроса.
Нейтрализация работы азербайджанского телевидения перед вводом войск в Баку и объявление постановления Верховного Совета (ВС) СССР «О введении чрезвычайной ситуации в Баку и др. городах Азербайджана» уже после завершения первого этапа карательной операции доказывает, что эта операция была подготовлена и проведена с иезуитским хладнокровием. М.Горбачев решение ввода войск связал в первую очередь с армянскими погромами, якобы происходившими в Баку в 13-15 января 1990 г.
Но спрашивается, а что мешало предотвратить это своевременно силами 4-й советской армии, дислоцированной в Азербайджане? Неужели для этого нужно было задействовать части из других регионов страны и привлечь «резервистов» из густонаселенных армянами территорий СССР? Не говорит ли это о том, что М.Горбачев как раз и рассчитывал на кровожадность и свирепость этих «резервистов» по отношению к азербайджанцам? Думаю, что так оно и есть. Почему бездействовали КГБ и МВД в вопросах предотвращения погромов, нарушения государственных границ и нейтрализации экстремистских группировок?
Наверное, для того, чтобы потом использовать элитные группы этих структур «Альфа», «Вымпел» и «Витязь» в планируемой операции, при этом чуть ли не весь азербайджанский народ назвав экстремистами. Если речь идет о защите от погромов мирного населения, то почему при изгнании из исконно азербайджанских земель в Армении ок.200 тыс. азербайджанцев в ноябре-декабре 1988г (через заснеженные горные перевалы), когда были обморожены и убиты люди, Горбачев как воды в рот набрал? Чем и кем определяется, какая нация единой страны, которая провозглашала одним из своих основных принципов равенство всех наций в мире, заслуживает более снисходительного отношения к себе по сравнению с другими?
Предполагаю, что Шахназаровыми, Ситарянами, Амбарцумянами и Аганбегянами и еще многими другими янами, которыми себя окружал сей псевдоинтернационалист. Проведя карательные операции в Алма-Ате, Тбилиси, Баку, Риге и Вильнюсе, президент СССР заявлял об угрозе свержения советской власти в этих республиках. Но почему-то в многомиллионных митингах на Театральной площади Еревана, где звучали слова «Арцах» и «Миацум», которые легко сеяли раздор в единой семье советского народа, сей «политик» не усмотрел опасности для советской власти. Неужели он не понимал такой простой истины, что азербайджанские беженцы из Армении могут накалить обстановку и сыграть роль дестабилизирующего фактора в Азербайджане? Вся беда и заключается в том, что он все это не только прекрасно понимал, но и провоцировал такой ход событий.
В декабре 1987г. сопровождающий чету Горбачевых в поездке во Францию (там армянская диаспора преподнесла в подарок Р.Горбачевой бриллиантовое кольцо стоимостью 8 млн. долл.) небезызвестный академик А.Аганбегян на встрече с армянской диаспорой в Париже заявил, что Нагорный Карабах экономически более близок к Армении, чем Азербайджану. Он также отметил, что надеется на понимание со стороны советского (читай Горбачева) руководства в этом вопросе и на его скорое решение в пользу Армении, т.е. присоединения НКАО к Армении. А 11 февраля 1988 г. завотделом ЦК КПСС В.Михайлов принял делегацию армян из Карабаха в составе 9 человек, и на вопрос: «Есть ли возможность отделения НКАО от Азербайджана?» ответил: «Идите и начинайте действовать».
Странно, что для такого искушенного интригана как Горбачев эти два момента не послужили сигналом для планирующихся грандиозных планов армян в целях дестабилизации ситуации в стране и достижения своих бредовых идей на пути создания «Великой Армении». Именно после этого на митингах в Ереване прозвучали лозунги членкора АН Армении Р.Казаряна: «Впервые за десятилетия нам предоставлена возможность очистить Армению» и академика АН Армении Амбарцумяна: « Армения без тюрок (т.е. без азербайджанцев)». Почему-то М.Горбачев и здесь оказался настолько наивным, что не усмотрел в этих словах экстремистские ноты и призывы приступить к этническим чисткам в Армении. Почему-то он не посмел (или не захотел) тогда в целях предотвращения этих чисток и эскалации межнациональных распрей вводить в Армении чрезвычайного положения. Предполагаю, что он даже подыгрывал этому, чтобы потом со спокойной «совестью» провести карательные меры в Азербайджане.
После этого в Армении обстановка была накалена до предела. В Гугарке произошла резня, где были убиты 33 азербайджанца. По словам генерал-майора Г.Малюшкина, 12 января 1990 г. несколько вертолетов из Армении приземлились около с.Гушчу Ханларского р-на Азербайджана и устроили обстрел из автоматов и пулеметов мирных жителей. Он также отмечает, что когда были арестованы армянские боевики, совершающие набеги на территорию Азербайджана, то тут же и из Еревана, и из Москвы посыпались звонки с требованием немедленно отпустить «ни в чем неповинных мальчиков». Вот вам и разгадка черного января в Баку.
Так что, вводя войска в Баку для примерного «наказания» Азербайджана, Горбачев вовсе не ратовал о спасении советской власти и наведении порядка, а отрабатывал свои обязательства перед армянами, чьим должником он является еще со времен работы в Ставропольском крае. Именно поэтому, прежде чем приступить к выполнению сценария, разработанному армянами, где ему отводилась роль марионетки, он добился отставки со всех занимаемых постов дальновидного политика и государственного деятеля Г.Алиева, единственного человека, который смог бы предотвратить такой (читай проармянский) ход событий. Именно поэтому в самом начале Карабахской проблемы, когда еще можно было решительными действиями и вескими словами Г.Алиева предотвратить эскалацию конфликта, М.Горбачев не призвал на помощь этого общепризнанного мэтра политики, а назначил на пост главы республики А.Везирова (пустослова и бездаря), который не только не смог найти общий язык со своим собственным народом, но и не собирался этого делать. Тогдашнее руководство Азербайджана в лице Везирова не только палец об палец не ударило для решения проблемы, но и непосредственно участвовало в совершении данного преступления.
А что касается экстремистских группировок и ярых националистов, то почему никто из этих подстрекателей не был арестован и наказан? Не это ли доказательство тому, что большинство из них действовали по прямой указке и поддержке спецслужб? Думаю, что посылая своих эмиссаров, непосредственных руководителей и исполнителей (Гиренко, Примаков, Язов, Бакатин и др.) данного преступления против собственного народа из Москвы, М.Горбачев перед ними ставил совершенно другие задачи, нежели те, о которых он заявлял во всеуслышание. Вот слова министра обороны СССР Д.Язова, адресованные перед операцией одному из «героев» этой эпопеи, командиру десантного полка, задействованного в операции, полковнику А.Лебедю: «Попробуйте, мать вашу так, не возьмите!..». Вот так министр обороны (кстати, прошедший огонь и воду на полях Великой Отечественной войны) страны приказывает своему подчиненному взять как вражеский бастион столицу одной из союзных республик, сыны которой показали яркие примеры героизма на той же войне что и сам министр. А.Лебедь в своих воспоминаниях отмечает, что потом командующий ВДВ Ачалов уточнял конкретные задачи его полка. После этих событий Язов был произведен в маршалы СССР, а Лебедь получил звание генерал-майора. Видимо, за «особые заслуги» в этой трагедии.
Но в мире нашем грешном все переменчиво. В августовских событиях 1991 г., во время ГКЧП, судьба развела этих людей по разные стороны баррикад. Вернее Лебедь отказался подчиниться приказу Язова об аресте руководства России, в целях предотвращения распада СССР, тем самым предав своего непосредственного начальника, а тот не смог повторить ему слова, которые он говорил перед вторжением в Баку, и не посмел предпринять решительные шаги для достижения поставленной цели. Почему он не приказал войскам открыть огонь на поражение митингующих в Москве? Не нашел в себе мужества или кровь бакинцев менее ценна, чем кровь москвичей? Нет-нет, я вовсе не призываю к кровопролитию. Я вообще против всяких актов насилия не только против народа, но и своих политических оппонентов. Но кто нам дал право выборочно расстреливать митингующих, в зависимости от их национальности. И как омерзительно выглядел сей маршал, когда из лефортовской камеры просил прощения у М.Горбачева за то, что примкнул к гекачепистам, при этом называя себя старым дураком, чуть ли не подлецом.
Уважаемый читатель, в заключение хочу выразить уверенность в том, что совершившие преступления против ни в чем неповинных людей лица в конце концов понесут наказание, если даже не перед человеческим судом, то перед судом истории непременно. Когда в те январские дни один из полковников МВД Азербайджана задал тогдашнему министру внутренних дел СССР В.Бакатину, одному из руководителей этой страшной трагедии вопрос: «Вы не боитесь суда истории», тот раздраженно ответил: «Мне плевать на историю. Важно доложить руководству страны об исполнении приказа». Ой, лукавит Бакатин. Если нет, то пусть задумается над аккордами жизни Горбачевых (мужа и жены), Язова, Лебедя и про свою позорную политическую «кончину». Все-таки, все, кто приложил свою руку к этому преступлению против собственного народа, подсудны и людскому суду и суду истории. Это мое твердое убеждение, и никто и ничто не сможет поколебать эту убежденность.
Сегодня в день памяти жертв «Черного января» я скорблю вместе со своим народом и с теми людьми в мире, кто искренне воспринял эту боль азербайджанского народа, как свою личную трагедию. Уверен, что таких людей великое множество. Ибо сострадание и есть настоящая человеческая черта. В сегодняшний день я склоняю голову перед всеми жертвами «Черного января» и всеми погибшими в борьбе за независимость Азербайджана. Пусть земля будет им пухом!
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции