Балканский транзит. Часть II
Другим проектом, представляющим для нашей страны интерес не меньший, чем Трансбалканский нефтепровод, является газопровод «Южный поток».
Договор о присоединении к нему Болгарии также был подписан в ходе визита В.Путина в эту страну. В отличие от других заключенных соглашений, вокруг подписания этого договора до самого последнего момента сохранялась некая интрига. Ее возникновению во многом способствовало заявление, сделанное министром экономики Болгарии П.Димитровым. Заключалось оно в том, что договор по «Южному потоку», скорее всего, подписан не будет, поскольку у сторон существует расхождение мнений по поводу прав собственности на инфраструктуру, создание которой предполагается в рамках проекта.
Но, как известно, оно было преодолено путем достижения сторонами согласия о равноправном - 50% на 50% - владении газопроводами, которые будут построены на территории Болгарии. Ранее рассматривался вариант, согласно которому «Газпром» претендовал на контрольный пакет в создаваемой операторской компании. Пойти российский газовый гигант на такую уступку заставил прессинг, который он испытывает со стороны европейцев, желающих реализовать проект Nabucco, предполагающий использование одной и той же ресурсной базы – региона Каспийского моря. Разнятся только взгляды на маршруты доставки углеводородного сырья на европейский рынок энергоресурсов.
Сам проект «Южный поток» предусматривает прокладку газопровода протяженностью 900 км по дну Черного моря. Он соединит компрессорную станцию «Береговая» в РФ с черноморским побережьем Болгарии. С целью прокладки газопровода российским «Газпромом» и итальянской компанией «ENI» создано и зарегистрировано в Швейцарии совместное предприятие, куда они входят равными долями - по 50%. До конца 2008 года эта вновь созданная компания должна провести маркетинговые исследования рынков и подготовить технико-экономическое обоснование проекта, по результатам которых будет дана его ориентировочная стоимость. Хотя уже некоторые эксперты дают свои оценки, во что может обойтись реализация проекта – это порядка $10 млрд. при мощности газопровода 30 млрд. кубических метров газа в год. Ожидается, что объект будет введен в эксплуатацию в 2013 году.
Как известно, в этом же 2013 году ожидается и начало добычи газа в рамках «Стадии-2» проекта «Шах Дениз». А пик добычи в 12 млрд. кубических метров газа в год будет достигнут в 2015 году. Но до принятия решения о начале «Стадии-2» необходимо иметь контракты на продажу добываемого природного газа и пути его доставки потребителям. Это необходимо для того, чтобы обезопасить те огромные инвестиции, которые понесут участники консорциума при реализации «Стадии-2». Несмотря на многочисленные разговоры о намерениях компаний различных государств приобрести природный газ с месторождения «Шах Дениз», конкретных договоров на его продажу до сих пор нет.
Видимо это обстоятельство подтолкнуло вице-президента «StatoilHydro» Петера Мелльбюэ провести с российским «Газпромом» переговоры о возможной продаже последнему газа с месторождения «Шах Дениз». Эта норвежская компания является оператором проекта «Шах Дениз» по коммерческим вопросам и владеет пакетом акций в 25,5%. Очевидно, что газопровод «Южный поток» предоставляет азербайджанскому газу еще один маршрут доставки его на европейский рынок. Тем более что газопровод, связывающий Азербайджан и Россию, существует, и в настоящее время простаивает.
Но помимо этого маршрута существуют и другие варианты доставки газа с месторождения «Шах Дениз» на европейский рынок. Среди них проект Nabucco, который в принципе предоставляет выход на те же рынки, что и «Южный поток». Проблема его заключается в том, что по настоящее время среди его акционеров нет ни одного поставщика сырья. США, курирующие проект Nabucco, очень желают видеть в качестве такового Азербайджан. Запасов газа в нашей республике недостаточно, чтобы реализовать его в полном объеме (30 млрд. кубических метров в год). Но американцы считают, что их вполне достаточно доя начального этапа ввода Nabucco в эксплуатацию. Для них важен сам прецедент существования альтернативного российскому маршрута транспортировки газа. А убедить присоединиться к нему других поставщиков – это для американцев дело «техники».
Как будут развиваться события вокруг проектов «Южный поток» и Nabucco, покажет время. Пока очевидно, что политические факторы превалируют над экономическими. Тем более что высокие цены на энергоресурсы позволяют и такое.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции