Гюльтекин Гаджиева: «Я не хотела бы, чтобы избирательные комиссии, особенно ЦИК, в будущем оставались в нынешнем формате»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя Комиссии Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям Гюльтекин Гаджиевой
- Согласно сообщениям печати, Венецианская комиссия Совета Европы критически отнеслась к изменениям и дополнениям в Избирательный кодекс, выразив недовольство отказом правительства Азербайджана от принципа формирования избирательных комиссий на паритетной основе. Возможно ли повторное рассмотрение в ММ этого вопроса после официального старта президентских выборов 1 августа?
- Не думаю, что это практически возможно. До официального начала выборов остается очень мало времени, и за это время вряд ли возможно внести в избирательное законодательство кардинальные изменения. К тому же перед каждыми выборами, будь то президентские или парламентские, у нас в повестку дня выносится тема изменений в Избирательном кодексе, поступают рекомендации от европейских институтов, в итоге в кодекс вносятся изменения, которые получают одобрение теми же европейскими институтами, а затем оппозиция, в очередной раз проиграв на выборах, заявляет, что избирательное законодательство не отвечает мировым стандартам и не позволяет провести демократические выборы.
К сожалению, у некоторых сформировалось представление о том, что Избирательный кодекс должен пересматриваться до тех пор, пока оппозиция не победит на выборах. Если они действительно желают оппозиции победы, то им лучше обратить внимание на другие факторы. Лично я считаю, что здесь дело в потенциале самой оппозиции, которая должна в первую очередь решить собственные проблемы, если хочет достичь успеха.
Избирательный кодекс – это нормативно-правовой акт, служащий регулированию реальных взаимоотношений в обществе. По мере качественного изменения этих отношений возникает необходимость пересмотра и регулирующих их норм. Поэтому над Избирательным кодексом идет постоянная работа, он приводится в соответствие с требованиями времени. То же и последние изменения в Избирательном кодексе, которые, считаю, способствуют совершенствованию процесса выборов и тем самым – развитию демократизации в стране.
- Как беспартийный депутат, прогнозируете ли вы изменение в перспективе формата избирательных комиссий? Как вы относитесь к точке зрения о необходимости деполитизации в будущем избирательных комиссий?
- Откровенно говоря, я не хотела бы, чтобы избирательные комиссии, особенно ЦИК, в будущем оставались в нынешнем формате. В большинстве стран Европы выборы проводятся не политиками, политические партии лишь наблюдают процесс, непосредственная же работа по организации и проведению выборов, формированию избирательных комиссий осуществляется государством. В некоторых странах эту работу проводит МВД, в других – Министерство юстиции, в третьих, создаются специализированные органы, действующие вне политики, вне влияния партий.
Опыт показывает, что именно этот вариант наиболее эффективный и приемлемый с точки зрения обеспечения общественных интересов. Лично мне хотелось бы, чтобы и у нас в ближайшем будущем установилась такая же практика. Но, зная наши реалии, вынуждена констатировать, что в каком бы формате сегодня ни были сформированы избирательные комиссии, они неизбежно навлекут критические отзывы, непременно найдутся недовольные их работой, а результаты выборов будут кем-то оспариваться. Проигравшие на выборах будут пытаться переложить вину за неудачу на кого-то другого. Это связано с недостаточно высоким уровнем развития общественных взаимоотношений, незрелостью избирательной и общей политической культуры. Для преодоления всех этих недостатков требуется время. По мере повышения политической культуры и сознания в обществе все уладится. Но нужно учесть, что выборы в Азербайджане, а также в соседних странах каждый раз превращаются в событие регионального значения, внешние вмешательства в эти процессы становятся обычным делом. Чем больше на выборах заинтересованных сторон, тем больше будет и разногласий в отношении их итогов.
Кямиль Хамзаоглу