Расим Мусабеков: «Россия все больше осознает реальность силы основных политических игроков на Южном Кавказе»
Итоги визита президента России Д. Медведева в Азербайджан показывают, что азербайджанская и российская стороны остались при своем, и что настало время не просто заявлений, а конкретных действий, сказал политолог Расим Мусабеков.
Официальный Баку хочет видеть, как в позиции Армении под воздействием Кремля происходят позитивные изменения, мы должны видеть, что и в российской внешнеполитической позиции по Карабахскому вопросу и региону в целом происходят позитивные сдвиги. Принятые в рамках визита Медведева в Баку документы, в том числе и договор о дружбе и стратегическом сотрудничестве, носят декларативный характер и ничего в реальности пока не меняют, сказал политолог.
Официальный Баку дал понять, что готов рассматривать предложение российской стороны о поставках азербайджанского газа через «Газпром», но не намерен менять своих планов по сотрудничеству в рамах проектов по поставкам энергоресурсов в Европу, и дал понять, что НАБУККО остается у нас на повестке дня. Россия не получила от Азербайджана никаких гарантий также в вопросе отказа официального Баку от дальнейшей интеграции в НАТО и других совместных военно-политических и экономических проектов с Западом. То есть Россия, создавая имитацию в вопросе давления на официальный Ереван, не сможет получить конкретные вещи от Баку. Предлагать Азербайджану «воздух» в обмен на наши энергоресурсы не имеет смысла. Я думаю, должен быть у России план с Азербайджаном по дозированным взаимным уступкам в вопросах, интересующих обе стороны: Россия делает конкретный шаг, затем Азербайджан делает шаг, и так шаг за шагом можно достичь и доверия, и успехов, высказал свое мнение Мусабеков.
В принципе пока Россия не предложила нам никаких конкретных цен, то есть понятие «мировые цены» в «Газпромовском» понимании может не совсем совпадать с мировыми ценами в азербайджанском понимании. «Газпром» пока не объяснил, по какой схеме, в каких объемах и базовой цене они готовы закупать азербайджанский газ. Также прежде чем прокачивать газ, должна быть техническая подготовка существующей трубы по прокачке газа в реверсном режиме, то есть в обратном режиме – из Азербайджана в Россию. Тем более что Кремль предлагает два взаимоисключающих варианта транспортировки газа: с одной стороны, они говорят о прокачке газа из Азербайджана в Россию, с другой стороны, предлагают строить газопровод из Казахстана и Туркменистана, который, огибая российский берег Каспия, будет подключен к существующей инфраструктуре в Азербайджане и связан затем с проектом НАБУККО. То есть Азербайджан взамен российским словам и обещаниям, не имеющим конкретного механизма исполнения, не намерен отказываться от своих намеченных проектов. Мы не дали обещания контрактовать весь свой дополнительный газ с Россией, и проекты с европейскими партнерами остаются в силе, сказал политолог.
А целью вояжа Медведева в Азербайджан, Туркменистан и Казахстан была попытка решения своих проблем в транспортно-энергетической сфере. Не может Россия получить что-то при этом, ничего не дав конкретного взамен. Видно, что пока стороны не сторговались по вопросу поставок и формирования цены на газ, и идет диалог, что уже само по себе позитивно, к примеру, с грузинами или прибалтами русские вообще сегодня не могут нормально разговаривать. Что касается встреч президентов в рамках юбилея Астаны, то и тут был продолжен диалог и обмен мнениями между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. На фоне этих масштабных процессов и переговоров между лидерами СНГ не приходится говорить об армянском президенте Саркисяне, который похож на вечно что-то просящую сторону, от которого и в самой Армении зависит не очень многое. Престиж Саркисяна еще более упал в Армении после заявления экс-президента Левона Тер-Петросяна о том, что нынешние власти не только коррупционеры, но и провалили план по урегулированию Карабахского вопроса и сейчас пришли к такому же выводу, как и он по вопросу армяно-азербайджанского конфликта, за что, кстати, в свое время его – Тер-Петросяна и удалили от власти, обвинив в предательстве. Так что я считаю несерьезным и не актуальным, к примеру, приглашение Саркисяна для турецкого президента А. Гюля посетить Ереван, отметил Мусабеков.
«Подводя итоги, можно констатировать, что Россия все больше осознает реальность силы основных политических игроков на Южном Кавказе. Визит Медведева в Баку связан не с тем, что Россия вдруг «полюбила» Азербайджан, а с тем, что в Кремле начали считаться с реальностями, которые гласят, что сегодня проводить региональную политику без Азербайджана, а тем более вразрез азербайджанским интересам, абсолютно не продуктивно и не дает никаких положительных результатов. Теперь в Москве приходит понимание, что надо говорить и договариваться с Азербайджаном с учетом партнерских интересов, которые гласят – «нельзя получить все, что хочешь, давая взамен слишком мало», сказал политолог.
Что касается национальных интересов России в случае уступок по карабахскому вопросу, то они тоже будут защищены, ведь Азербайджан не добивается от Кремля того, чтобы отдали армян Карабаха и вообще всей Армении в «руки» азербайджанцев, которые начнут выдворять их из региона. Азербайджан не ставит перед собой таких целей, а желает нормального мирного разрешения Карабахского конфликта, и если Россия сможет способствовать безболезненному освобождению из-под армянской оккупации семи азербайджанских районов и продолжению мирных переговоров по статусу Нагорного Карабаха, то это даст позициям Кремля в регионе огромные дивиденды. Тем самым снимается с повестки дня вопрос войны, которая может иметь непредсказуемые последствия для всех геополитических игроков в регионе. Разблокируются коммуникации, и Карабах и Армения смогут получить доступ к различным региональным проектам, смогут интегрироваться и нормально развиваться. Россия приобретет определенный авторитет в Азербайджане и получит большую экономическую и политическую прибыль от участия в восстановлении и развитии ныне оккупированных районов Азербайджана. При этом Россия, естественно, учитывает тот фактор, что резкий перегиб в сторону Азербайджана невозможен, поскольку приведет к конкретному уходу Армении в НАТО, что обернется полной потерей региона, сказал Мусабеков.
Тут в самой России идет борьба нескольких силовых центров за дальнейшее ведение политики на Южном Кавказе. К примеру, российский Военно-промышленный комплекс (ВПК) настаивает на сохранении напряженной ситуации, которая позволяет ВПК продавать оружие и технологии конфликтующим сторонам, получать финансовые дивиденды и плюс рычаги влияния на руководство Южно-Кавказских стран. При этом ВПК очень заинтересован в продаже оружия Азербайджану, которому есть чем платить, но есть и российские политики, опасающиеся, что в итоге Азербайджан просто раздавит Армению в военно-политическом плане. Есть в Кремле и другая группа политиков, которые выступают за мирное разрешение Карабахского и других конфликтов и получение тем самым доступа к экономическому потенциалу региона. Пока что за все это Россия требует непомерно большие уступки от стран Южного Кавказа, а точнее от Азербайджана, с которым ведутся серьезные переговоры по региональной политике, резюмировал политолог.
То есть между Азербайджаном и Россией имеются достаточно сильные точки соприкосновения и взаимных интересов, вокруг которых сегодня идут переговоры и прагматичный торг. И естественно, что визит Медведева именно в Баку говорит о позитивных продвижениях в позиции России, которая теперь должна показать, как она будет претворять то, что обещано и достигнуто в виде соглашений на бумаге, завершил Мусабеков.
Ризван Гусейнов