Сабина Фрейзер: «Есть бескровный выход из грузино-абхазского кризиса»
Интервью с директором Европейских программ Crisis Group Сабиной Фрейзер
- Началось новое обострение ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта. Как будет развиваться ситуация дальше?
-Ситуация в Абхазии и Южной Осетии значительно ухудшилась в последнее время. На данный момент достаточно трудно понять, кто виноват в случившемся. Поэтому очень важно, чтобы ООН и ОБСЕ провели подробное изучение ситуации.
Я твердо уверена, что можно выйти из нынешнего витка напряженности без продолжительных и кровавых инцидентов. Очень важно, чтобы обе стороны разрешили создавшуюся критическую ситуацию. Но вместе с тем все участники конфликта должны набраться терпения. Важно, чтобы начались переговоры между сторонами. Если стороны не возобновят переговоры, скорее всего, все так и будет продолжаться.
- Вы говорите о невоенных путях выхода из кризиса? Какие это пути? Какие есть общие точки между Абхазией и Грузией, за которые могли бы «зацепиться» переговорщики?
- Ситуация с Абхазией существенно отличается от того, что твориться в Южной Осетии. Ситуация в Абхазии заключается в том, что абхазские власти заявили: они не будут возвращаться за стол переговоров, пока грузинские войска не будут выведены из Кадорского ущелья. Анализ ООН показывает, что никаких войск в долине Кадори нет…
- Какова ваша оценка роли миротворческих сил России в зоне конфликта?
- Я думаю, что вопрос о российских миротворцах – достаточно сложный вопрос и на него трудно ответить, учитывая критику в адрес российских миротворцев со стороны грузинских властей. Но, с другой стороны, я хорошо понимаю, что россияне считают, что российские миротворцы несут в зоне конфликта очень важную службу. В данной ситуации Россия и Грузия должны заняться переговорами по поводу роли миротворческих сил. Для России, кажется, не очень желательным держать свои отряды на территории государства Грузии, так как правительство этой страны против. С другой стороны, можно достичь соглашения, при котором российские миротворцы будут находиться в зоне конфликта.
- Как вы оцениваете освещение событий, касающихся противостояния Грузии с непризнанными республиками, в прессе?
- Я бы не стала давать конкретные оценки различным СМИ и высказываемых в них мнениям. Могу сказать, что Организация Объединенных Наций в ближайшее время направит аналитическую миссию, которая будет заниматься изучением роли ООН в последнюю декаду в зоне конфликта. Я считаю, что это достаточно хорошая возможность найти пути продвижения вперед, в том числе для получения достоверной информации. ООН может сыграть достаточно позитивную роль в развитии ситуации.
- Достаточно ли доступна аналитическим центрам, различным организациям информация из зоны конфликта или, может быть, здесь есть, так сказать, «белые пятна»?
- Направляемая СМИ из зоны конфликта информация носит политическую окраску. Например, аналитический центр, занимающийся такой деятельностью, как наша, в процессе анализа ситуации на месте, вынужден компилировать данные из разных стран, чтобы судить о происходящем более объективно. Стоит отметить, что и местные жители в Абхазии и Южной Осетии с трудом получают необходимую информацию о происходящем. Многие данные подчас несут окраску слуха.
Справочно: «В большинстве проблемных уголков мира Crisis Group– это глаза, уши и руки мирового сообщества. Работа Crisis Group– это сочетание вдумчивой аналитики и качественных рекомендаций к действию» - гордо заявлено на сайте организации. Отделения структуры, действительно, располагаются в десятках, как утверждается на сайте, «подверженных кризисам» регионов. В том числе в СНГ: Грузии, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Crisis Group финансируется десятками стран, а также рядом государственных и частных фондов. Содержит штат из 130 аналитиков. Характерной особенностью организации является то, что Группа добывает информацию в первую очередь для специалистов, тесно связанных с происходящим: политиков, журналистов и дипломатов. Известно, что во время недавних событий в Косово именно данными и выводами Crisis Group пользовались в соответствующих органах ООН при принятии решений, в том числе при разработке плана финского дипломата Марти Ахтисаари по Косово. В 2000 – 2004 гг. Ахтисаари являлся президентом организации. Примечателен нынешний руководящий состав: ее президентом вот уже несколько лет является бывший министр иностранных дел Австралии Гарет Эванс, а председателем Совета Crisis Group – бывший комиссар по вопросам внешних сношений ЕС Крис Паттен. Международная штаб-квартира Группы расположена в Брюсселе, а представительства – в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне и Москве.
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости