Перед каким судом ответит Саакашвили?
8 августа, после продолжительной артподготовки и перестрелок грузинские войска вошли в Цхинвали. Что это было? Попытка решить грузино-осетинский конфликт силовым путем, как об этом говорят некоторые эксперты? Скорее всего, и да, и нет.
Сценарий, при котором в случае нападения Грузии на Южную Осетию за нее заступается Россия и Абхазия, был очень вероятен. очень вероятно было и то, что НАТО не станет впрямую помогать грузинской армии. Конечно, все это понимали и в Тбилиси, поэтому вряд ли президент страны Михаил Саакашвили рассчитывал решить свою территориальную проблему военной операцией. Так зачем была эта, как сказал Владимир Путин, «кровавая авантюра»?
Незадолго до начала нынешнего грузино-осетинского противостояния Саакашвили не раз заговаривал о необходимости присутствия в зоне конфликта натовских миротворцев. Естественно, что такое присутствие позволило бы сильнее давить на Абхазию и особенно Южную Осетию с целью вернуть их в состав Грузии. Вероятно, нынешняя агрессия Грузии против Южной Осетии имеет целью доказать несостоятельность России в роли миротворца, превратить ее в сторону конфликта, а через это возможно ввести в зону противостояния миротворцев НАТО.
Какие действия в сложившейся ситуации предпримет Россия? Похоже, Россия намерена только не допустить оккупации Южной Осетии грузинскими войсками. Представители ВМФ отметили, что хотя Черноморский флот подошел к зоне конфликта, блокировать грузинские порты он не собирается, так как Россия не воюет с Грузией. Глава российской внешнеполитического ведомства Сергей Лавров несколько раз заявлял, что Россия ведет операцию по «принуждению к миру», а не воюет с грузинской армией. Кроме того, напомним, условием прекращение огня с российской стороны является вывод грузинских войск с территории Южной Осетии и дальнейшие переговоры.
У подобной стратегии есть как свои плюсы, так и свои минусы. С одной стороны, подобным поведением Россия демонстрирует, что держит ситуацию под контролем и продолжает сохранять «нейтральное лицо». Впрочем, западные СМИ и политики могут и не заметить такого позиционирования, если захотят. С другой стороны, если грузинские войска будут просто выведены из Южной Осетии - это не восстановит статус-кво в регионе, ведь тысячи погибших в Цхинвали мирных жителей никто не вернет. Следовательно, помимо вывода грузинских войск из Южной Осетии, потребуется какое-то «наказание» Грузии. Скорей всего, это может быть международное судебное разбирательство специального трибунала. Такая идея в принципе уже витает в околоофициальных российских кругах, но из официальных политиков подобную возможность озвучивал только российский омбудсмен Владимир Лукин. Впрочем, пока непонятны механизмы привлечения высшего руководства Грузии к ответственности, ведь и Милошевича и Саддама Хусейна судили уже после крушения их режимов.
О возможности именно правового преследования виновных в том, что сейчас происходит в зоне грузино-осетинского конфликта, говорит политолог Леонид Радзиховский. По его словам, для суда над виновными может быть создана особая структура, но международно-признанной силы она при этом иметь не будет. Радзиховский отметил, что в принципе для таких дел существует международный Гаагский трибунал, он, конечно, в какой-то степени политизирован, как политизирована любая подобная организация, но на Западе он имеет хорошую репутацию. «Я не знаю случая, когда привлекали к ответственности политическую верхушку какого-либо государства, если она еще находится у власти», - добавил Радзиховский.
То, что Саакашвили может быть наказан не силовым, а правовым способом, доказывают и последние действия Южной Осетии: следственный комитет непризнанной республики возбудил уголовное дело по факту нападения Грузии. Такой оборот дела не может устраивать грузинское руководство. И вот уже Грузия вносит иск на действия РФ в Гаагский трибунал. Пока трудно сказать, кто выиграет битву теперь уже на правовом поле. Но несколько тысяч жертв среди мирного населения Южной Осетии не вычеркнешь из доказательств вины Саакашвили.
Валентин Рахманов, корреспондент
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости