Россия-Грузия: экономика как поле битвы
Экономические рычаги в ходе международных конфликтов подчас бывают эффективнее военных действий. Прекращение поставок стратегического сырья, перекрытие финансовых потоков или удар по бизнесу национальной диаспоры может произвести эффект, сопоставимый с рейдами танковых колонн и налетами авиации.
Президент Грузии Михаил Саакашвили не раз сетовал на возможность экономического давления со стороны России, и приложил немало усилий, чтобы как можно дальше развести экономики двух стран. Сегодня экономические отношения России и Грузии сведены к минимуму. В условиях жесткого противостояния, а тем более вооруженного конфликта такая ситуация имеет немало плюсов для Грузии, поскольку снижает возможность экономического давления.
Грузии нужно около 1,8 млрд кубометров газа в год, собственных источников углеводородного сырья в этой стране нет, как нет и необходимости в поставках из России: почти всю нефть и газ Грузия получает из Азербайджана. Правда, по территории Грузии проходит трубопровод, по которому прокачивается российский газ в Армению – в этом году она должна получить 2,1 млрд кубометров топлива. За транзит грузинская сторона берет 10% или 210 млн кубов газа. Несмотря на военный конфликт, на данный момент поставки не прекращены. А министр энергетики Грузии Александр Хетагури на пресс-конференции заверил, что магистральному трубопроводу ничего не грозит. Но сегодня (11 августа) грузинские газовики без предупреждения сократили поставки на 30%, несколько позже объяснив это испытательными работами. Армянская сторона ни к одной из сторон претензий не имеет, уверяет, что сокращение незначительно и на режимах потребление практически не отражается, а образовавшийся дефицит топлива пополняется из подземного хранилища. В случае эскалации конфликта Грузия может потерять 210 млн кубов получаемого за транзит газа, но это - 11,6% от общего объема потребления голубого топлива в стране. В этом случае куда больше пострадает экономика Армении.
О перебоях с топливом в самой Грузии информации пока нет. Правда после сообщения грузинской стороны о нанесении российской стороной авиаудара в непосредственной близости нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Государственная нефтяная компания Азербайджана объявила о приостановке ввоза нефти через морские порты, однако позже компания-оператор нефтепровода BP не подтвердила это сообщение, а также стало известно, что танкер для отправки в Грузию все-таки снаряжен.
До конца 2007 года Россия была главным поставщиком электричества в Грузию – по линии электропередачи «Кавкасиони» поступало 100 МВт электроэнергии в год. Но в ноябре прошлого года заместитель министра энергетики Грузии Арчил Николеишвили сообщил, что после выхода на проектную мощность электростанции в Ингури Грузия больше не нуждается в поставках из РФ.
Впрочем, как не старался Михаил Саакашвили, полностью развести экономики Грузии и РФ не удалось. Как и большинство республик бывшего СССР, Грузия страдает от относительного перенаселения и решает эту проблему за счет массовой миграции в Россию – сегодня на территории РФ проживают по разным оценкам до 1 млн граждан Грузии. Миграция не только снижает нагрузку на грузинскую экономику, но и оказывает ей существенной подспорье – по данным ЦБ РФ, только за первый квартал 2008 года из России в Грузию через системы денежных переводов и Почту России было переведено $142 млн – это в три с лишним раза превосходит официальный товарооборот. По итогам прошлого года объем переводов составил $558 млн – в полтора с лишним раза больше, чем сумма военного бюджета Грузии.
Два года назад, во время очередного обострения российско-грузинских отношений, Россия слегка надавила на эту болевую точку. После задержания грузинскими властями осенью 2006 года российских военнослужащих замглавы Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслав Поставнин заявил о желании ведомства ужесточить надзор за мигрантами из Грузии: «Большинство грузинских трудовых мигрантов находятся в России нелегально. В прошлом году из этого региона пересекли границу и въехали к нам 321 тыс. человек с различными целями, и только 4,5 тыс. работают в России легально. В связи с этим в отношении грузинских мигрантов будут применены усиленные меры. Возможно, будут депортации, выдворения». Сколько бы не сетовали лоббисты этнических диаспор, мол, из-за спора политиков страдают «невинные» люди, но после заявления ФМС и последующего выдворения всего пары сотен из сотен тысяч нелегалов, конфликт довольно быстро был разрешен.
Пока российские власти подобных шагов не предпринимают. Хотя российское Минкомсвязи и сообщило о прекращении почтового сообщения и денежных переводов из России в Грузию, но чиновники объясняют это техническими причинами. Между тем г-н Саакашвили своими эмоциональными высказываниями подталкивает российскую сторону к жестким демаршам.
Например, заявление грузинского президента о том, что РФ находится в состоянии войны с его страной, требует адекватных действий. Если страны воюют, то в соответствие с общепринятой практикой, российские власти должны незамедлительно депортировать всех граждан страны-противника, имеющих дипломатическую неприкосновенность, а также женщин и детей, а мужчин призывного возраста объявить военнопленными и интернировать, разумеется, предварительно национализировав собственность. Пока, впрочем, Россия и Грузия с формальной точки зрения в войну не вступили.
Влад Гринкевич, экономический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости