Жаркий август 2008 года
Август нынешнего года выдался довольно-таки «жарким» в плане реализации азербайджанской нефти и нефтепродуктов.
Начало этому положил взрыв, прогремевший утром 6 августа на насосной станции нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в части, проходящей по турецкой территории провинции Эрзиджан. Вспыхнувший сразу после взрыва пожар был потушен 11 августа весьма оригинальным способом – путем выжидания полного сгорания нефти, находящейся на участке трубопровода. А находилось ее там немало – несколько десятков тысяч баррелей. Ответственность за подрыв нефтепровода БТД, как и взорванного ранее газопровода, идущего из Ирана в Турцию, взяли на себя боевики Курдской рабочей партии. А что случилось на самом деле, покажет расследование турецких властей.
Поначалу сроки ликвидации аварии на БТД турецкой компанией Botaş, являющейся госоператором турецкого участка трубопровода, были радужными. Назывались 2 дня, потом неделя, в последнем сообщении речь уже шла о 2 неделях, но что окажется в результате, покажет время. Пока можно лишь констатировать факт, что одна из самых мощных армий НАТО, представляющая страну с более чем полувековым опытом участия в этой организации, не уберегла нефтепровод от кучки поджигателей.
Худо-бедно эту неприятность нефтяная отрасль Азербайджана смогла бы пережить. Если бы нашему стратегическому партнеру президенту Михаилу Саакашвили не пришла в голову, как впоследствии выяснилось, не совсем удачная мысль – восстановить территориальную целостность Грузии за время олимпийских игр в Пекине. Начавшаяся 8 августа и поначалу проходившая успешно антитеррористическая операция в Южной Осетии (правда, с применением тяжелой техники и артиллерии) бесславно окончилась. Хуже того, военно-воздушные силы России стали с воздуха методично уничтожать военную инфраструктуру Грузии и сопутствующие ей объекты. Внося поправку на бедность России и ее скупость на дорогостоящее высокоточное оружие, можно ожидать того, что пострадают и непричастные к вышеозначенным объектам.
Характер военных действий вынудил нашу республику приостановить осуществляемые в связи с аварией на нефтепроводе БТД поставки нефти в черноморские порты Грузии. Нашему примеру последовал и Казахстан. Хотя согласно официальному сообщению ВР Azerbaijan, в результате обстрелов объекты нефтяной структуры, расположенные на территории Грузии, не пострадали. Но, как говорят, береженого Бог бережет.
Таким образом, из всех возможных маршрутов транспортировки нефти на мировые рынки единственным вне зоны военных действий оказался северный – Баку- Новороссийск. По этому маршруту Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) ежемесячно прокачивает 85-86 тысяч тонн нефти. На обращение ГНКАР к АК «Транснефть» об увеличении прокачки нефти в связи со сложившейся ситуацией последовал ответ о готовности принять в августе месяце только 166 тысяч тонн. Объяснилось это техническими и технологическими неполадками, после устранения которых можно будет говорить и о больших объемах прокачки. Следует заметить, что в июле добыча нефти с месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» достигала 870 бар/сутки, или около 12 тысяч тонн ежесуточно. Напомним, на Сангачальском терминале единовременно может храниться 3,24 млн. баррелей, или всего лишь четырехсуточный объем добычи.
Как видим, недальновидная политика президента Грузии Михаила Саакашвили поставила не только под сомнение надежность Южно-Кавказского транспортного коридора и связанные с ним перспективные проекты, но и нанесла существенный ущерб бюджету Азербайджана. Ведь если в ближайшие дни ситуация не нормализуется, Азербайджанской международной компании придется, скорее всего, принимать неприятное решение о консервации скважин, количество которых может достичь 60-70%. Потому что оставшаяся в распоряжении консорциума транспортная инфраструктура не сможет справиться с объемами добываемой на контрактной площади нефти.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции