Роль личностей в олимпийской истории
Иная бронзовая медаль на Олимпиаде весомее, возможно, золотой, но все же планета, приникающая на две с небольшим недели к телеэкранам (некоторые болельщики даже отпуск, случается, к Играм подгадывают), выделяет прежде всего чемпионов, олимпиоников, как называют тех, кто покорил мир.
Восемь золотых медалей Майкла Фелпса, пловца милостью Божьей и работяги, каких поискать, в олимпийскую историю уже вписаны. Их прибавили к тем, что у американца уже были, и получилось его превращение в абсолютного рекордсмена по золотым наградам Олимпиад. Только по общему количеству олимпийских медалей его опережает выдающая советская гимнастка Лариса Латынина - 18 против 16, однако Фелпс не скрывает, что намерен плыть и через четыре года в Лондоне.
Как любому триумфатору, Фелпсу, ни разу во время его блистательной спортивной карьеры в применении запрещенных препаратов не замеченному, пытаются приписать такую составляющую грандиозного успеха, как фармакологию. Уравновешенный пловец, поле каждого старта, причем, не только официального, но и тренировочного, добросовестно проходящий проверку на допинг, относится к злопыхателям как к обычным завистникам, и старается не обращать на них никакого внимания. Он пожимает плечами, когда у него на обязательных пресс-конференциях пытаются выяснить, за счет чего удается добиваться феноменальных достижений: «Тяжелые, выматывающие силы и душу тренировки. Никогда не добился бы ничего подобного, если бы мы с тренером не были классной командой».
Таким, как Фелпс, веришь. Плавание, и без того популярный вид спорта, он сделал еще популярнее. Поклонникам профессионального американского футбола, казалось, нет до плавания никакого дела, но 70 тысяч зрителей не покинули по завершили матча стадион в Балтиморе, а остались смотреть на большом экране финальный заплыв в эстафете 4х100 метров только потому, что побед американской команды могла принести Фелпсу рекордную восьмую золотую медаль.
Веришь и Елене Исинбаевой, прыгнувшей с шестом на 5.05 и установившей в Пекине свой 24-й мировой рекорд - первый датирован летом 2003 года. 24 рекорда за пять лет! Простейшее арифметическое действие позволяет нам сосчитать: пять фактически рекордов в среднем за год. На Олимпиаде у Исинбаевой, в отличие от Фелпса, всего одна золотая медаль. В прыжках с шестом только один «заплыв» - финальный, в котором надо прыгнуть выше соперниц. Если, однако, распределить все рекорды Фелпса и Исинбаевой по годом, то вполне можно сделать знак равенства между двумя этими великими спортсменами современности. Исинбаева, несколько последних лет тренирующаяся у выдающегося специалиста Виталия Петрова (в свое время пестовал легендарного прыгуна с шестом Сергея Бубку), может, как и Фелпс, рассказать о выматывающей силы и душу каждодневной кропотливой работе, перешептываниях завистников (когда после победы на Олимпиаде в Афинах она сменила тренера, выбрав украинского специалиста, к этому отнеслись с удивлением и даже ставили вопрос о правомочности пребывания ее в российской легкоатлетической сборной), о желании выступить в 2012 году нa Олимпиаде в Лондоне и выиграть третий титул олимпийской чемпионки.
Такие личности, как Майкл Фелпс и Елена Исинбаева приводят в спорт армию детишек. Они, стоит заметить, сами из отряда тех, кого в спорт привели другие личности. Фелпс «заболел» плаванием, зная о достижениях на Олимпиадах своего соотечественника Марка Спитца, выигравшего в Мюнхене в 1972 году семь золотых медалей, и вспоминает сейчас, что Марк подарил ему мечту. «В те дни, - говорит Фелпс, - когда не хотелось ничего, кроме как послать все к черту, пойти домой и лечь в кровать, его рекорд заставлял меня терпеть и работать еще упорнее». Исинбаева воспитывалась в легкой атлетике на примере Сергея Бубки. Ее стали называть «Бубкой в юбке». Исинбаева и тренера себе нового выбрала, надо полагать, только потому, что он успешно работал с Бубкой. В Пекине, когда «золото» Исинбаева себе уже обеспечила и приступила к традиционному в таких случаях поздравительному ритуалу, Виталий Петров сказал ей, поведала репортерам сама Исинбаева: «Я не понял, что происходит? Тебе еще мировой прыгать, ну-ка быстро!»
Общее у Фелпса и Исинбаевой и то, что оба истязают себя до изнеможения на тренировках, практически ежемесячно участвуют в напряженных соревнованиях, полностью подчиняют жизнь спорту не из-за денег. Разумеется, у них довольно высокие гонорары - за рекорды и медали, но ни один из них, тем более, во время Олимпиады, не думает о возможном заработке. Фелпс и Исинбаева из тех атлетов, для кого титул олимпионика не имеет материальной подкладки.
Та же история, не сомневаюсь, и у новой олимпийской чемпионки по теннису Елены Дементьевой. Восемь лет назад она проиграла на Играх в Сиднее теннисный финал и с тех мечта об олимпийском титуле не оставляла ее никогда. Постоянное участие в основных теннисных соревнованиях, хорошие во многих из них результаты, сопутствующие высококлассным профессионалам гонорары - чего, казалось бы, еще надо? И в теннисе, оказывается, есть вещи, которые ценятся дороже денег. Олимпийские теннисные чемпионы Елена Дементьева и испанец Рафаэль Надаль, знакомством с которым гордится Майкл Фелпс (сам подошел в олимпийской деревне), легко это подтвердят.
Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем»
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции