Китай и мир лицом к лицу | 1news.az | Новости
Точка зрения

Китай и мир лицом к лицу

01:24 - 26 / 08 / 2008
Китай и мир лицом к лицу

Двойная олимпийская победа Китая – это и число выигранных страной-хозяйкой Игр 2008 года медалей, и впечатляющий результат затраченных на их организацию денег и административных усилий. Причем именно второй компонент победы принес Китаю наибольшие дивиденды.

Как во внутрикитайской политике, так и – особенно – в политике внешней. Так, собственно, и воспринимают ситуацию комментаторы ключевых международных СМИ – спорт как таковой у них явно оказывается на втором месте.

«17 дней спорта и праздника, который китайские власти организовали с безупречной точностью и неуклонной жесткостью по части безопасности» - это из первого абзаца главной темы «Вашингтон пост». «И даже погода им благоприятствовала», сквозь сжатые зубы признается один из авторов газеты, напоминая о первоначальных страхах насчет загрязненного воздуха и прочих так и не случившихся проблемах. В общем и целом, самые грандиозные (и дорогостоящие) Игры в истории Олимпийского движения.

Во внутренней политике произошло нечто, мало понятное миллионам людей, незнакомых с китайской историей. Эта некогда величайшая из мировых империй находилась в глубоком системном кризисе примерно с начала 19-го века. 20-й же век для страны был и вовсе страшным – миллионы погибших в гражданских и обычных войнах, голод, нищета, хаос, а потом долгий и болезненный выход из этой катастрофы.

В принципе, каждый китаец и так знает, что двухсотлетний кризис позади, и Китай уже снова, как до 19 века – первая держава мира… ну, будет ей совсем скоро. Но этим ощущениям требовалось какое-то простое и наглядное подтверждение. И вот оно – и медальное золото, и очевидное всеобщее восхищение великолепно организованным праздником в Пекине. Ради этой демонстрации национальной гордости даже пекинцы, изнуренные неделями проблем в передвижении по своему городу, готовы эти проблемы понять и простить.

По части внешней политики следовало бы процитировать оценку британской «Файнэншл таймс»: мировое сообщество вступило в «эру новой авторитарной власти» спустя всего несколько десятилетий после падения Берлинской стены. Об этом свидетельствует военное противостояние России и Грузии на Кавказе и Олимпиада в коммунистическом Китае - а Запад «достаточно пассивно наблюдает за происходящим».

Это смешно, зато искренне, и не требует даже нудной отповеди. Типа того, что никакой авторитарной власти (или идейного противостояния миров) нет, и Китай, и Россия, как раз наоборот, сегодня разделяют базовые ценности в том числе и европейского или американского общества. Хотя имеют и массу своих странностей. И это мог почувствовать любой из болельщиков, проведших эти 17 дней в китайской столице.

Страх перед тем, что «побеждают чужие», сидит в умах глубоко. Мне в эти дни пришлось дать интервью российскому оппозиционному изданию, отвечая на вопрос: почему у китайских спортсменов, стоящих на пьедестале почета, такие каменные лица? А действительно, мы ведь тут имеем дело с классическим столкновением культур. Улыбаются и выражают эмоции люди разных цивилизаций по-разному, даже сама улыбка означает не совсем одинаковые вещи у китайцев или японцев, или англичан и французов. Вот теперь мы, между делом, заметили и такую тонкость. Хотя есть еще и национальная традиция подготовки спортсменов – на Востоке их издавна приучают к умению мгновенно переходить от полной концентрации (что видно и по лицу) к полному расслаблению. Хотя сегодня эти технологии уже доступны и другим странам и народам…

Впрочем, китайцы еще пихаются и лезут без очереди, едят много чеснока, не прочь выпить – и эти подробности тоже можно было увидеть в нынешних сообщениях из Пекина.

Здесь важно то, что в последние лет двадцать Китай уверенно и по всему миру входил в моду среди интеллектуальных кругов самых разных обществ. Среди тех людей, которые смотрят великолепные китайские фильмы, покупают ставшую вдруг очень дорогой китайскую живопись, увлекаются китайской эзотерикой, читают книги, в том числе довольно специализированные. Но люди, которые интересуются спортом – это несколько иная аудитория, они получают информацию из иных источников, в основном с телеэкранов. И это очень широкая аудитория. Почти весь мир.

Столкновение цивилизаций или народов всегда связано со страхом. Страхом перед незнакомыми и непонятно ведущими себя людьми, у которых свой язык, свои традиции и понятия. Соответственно, во все времена военная пропаганда пыталась подать врага в виде этакого нелюдя. Достаточно почитать, что писала в 13-м веке ватиканская пропаганда о нависшей над Европой новой угрозе – о воинах Орды. Жуткие создания: в городах и селах не живут, а только в седле, никогда не моются, едят, извините, вшей. Некоторые и до сих пор в эти старые сказки верят и пишут в соответствующем стиле исторические романы…

Трудно точно оценить, какие впечатления увезли из Пекина болельщики со всего мира. Но только не страх. Скорее всего, оценка примерно такая: «эти китайцы - люди как люди, спортсмены отличные, а Пекин – это просто какое-то чудо из космической эры». Это политика? Именно этого добивалось китайское руководство? В принципе – да. Оно добивалось уважения к своей стране, восхищения ею, и понимания ее. Или, как весьма точно выразилась упомянутая «Вашингтон пост», Игры «скорее всего останутся в памяти как политическая и атлетическая победа Китая, усилив образ партийных лидеров как умелых менеджеров самой большой нации мира в ее марше к большему процветанию».

Дмитрий Косырев, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
1953

Последние новости

Все новости

1news TV