Джавид Гусейнов: «В свете событий в Грузии внешняя политика Азербайджана доказала свою прагматичность»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Азербайджано-американского совета (ААС) Джавидом Гусейновым
- Джавид муаллим, в США действует несколько азербайджанских диаспоральных организаций, в том числе и созданный вами Азербайджано-американский совет (ААС). Чем отличаются эти организации и что их объединяет?
- Старейшей диаспоральной организацией азербайджанцев в США является Азербайджанское общество Америки (ASA), созданное в 1957 году потомками основателей АДР и которое ныне возглавляет Томрис Азери. До восстановления независимости Азербайджана в 1991 году ASAявлялась единственной признанной организацией азербайджанской диаспоры США, хотя ареал ее функционирования ограничивался штатами Нью-Йoрк, Пенсильвания и Нью-Джерси.
Есть также азербайджанская организация в Северной Калифорнии, в городе Сан-Хосе, состоящая из выходцев из Южного (Иранского) Азербайджана. Называется она Азербайджанским культурным обществом Северной Калифорнии (ACSNC) и существует более 10 лет. Эта организация собирает большое количество азербайджанцев на мероприятия культурного характера, хотя в политических и просветительских процессах практически не участвует.
С января нынешнего года начала действовать Сеть азербайджанцев США (USAN), основателем которой является Адиль Багиров, a я представляю ее на западном побережье. USANпривлекает постоянно проживающих в США азербайджанцев для участия в массовых электронных рассылках по адресам законодателей, административных госструктур и СМИ. Соответственно USANиграет роль политического механизма для виртуального влияния азербайджанцев на американское законодательство.
Наша организация - Азербайджано-американский совет (AAC) - основана в 2006 году и в данный момент имеет представительства в Калифорнии и в Техасе. В ближайшее время мы откроем представительства в штатах Миннесота и Миссури. AAC управляют семь директоров-учредителей, среди которых, помимо меня, Пируз Ханлы – основатель журнала «AzerbaijanInternational» и Томас Гольц – американский журналист и писатель, который впервые рассказал западному миру о трагедии Ходжалы. Особо активную роль в деятельности ААС играют также адвокат Гюльзар Бабаева, которая занимается вопросами юридической деятельности организации, Юсиф Бабанлы – председатель ААС в Техасе, Самир Лютвалиев – председатель ААС в Северной Калифорнии и Улдуз Беренфджфуруш – молодежная активистка организации.
- Какие принципы являются основополагающими в деятельности ААС?
- ААС является общественной организацией и занимается в основном просветительской и пропагандистской деятельностью. Наша цель - укрепление азербайджанского самосознания среди представителей диаспоры посредством просветительских и культурных проектов, а также активное вовлечение азербайджанцев в общественно-политическую жизнь США как на федеральном уровне, так и по отдельным штатам. В этом состоит качественное отличие ААС от других организаций, ибо для создания позитивного мнения об Азербайджане прежде всего необходимо собрать профессиональную группу азербайджанцев США, которые будут представлять наши интересы в различных сферах жизни этой страны. Иначе говоря, наша цель - помочь азербайджанцам США стать полноправными американцами с четким осознанием их азербайджанского происхождения. В этом направлении ААС организовала ряд мероприятий, среди которых наиболее важным является ежегодный Просветительский форум азербайджанцев Америки (AASF), прошедший в 2006 году в Лос-Анджелесе и в 2007 году в - Университете Калифорнии Беркли. В нынешнем году мы организуем третий форум из этой серии.
В 2006 году в Лос-Анджелесе открылось генеральное консульство Азербайджана под руководством Элина Сулейманова. Мы тесно сотрудничаем с данной дипломатической миссией и я хочу особо отметить громадную работу, проделанную генконсульством для укрепления имиджа Азербайджана и становления диаспоры в западных штатах. Учитывая, что только в одном Лос-Анджелесе проживает около полумиллиона армян, азербайджанская дипмиссия выполняет эту работу далеко не в самых легких условиях.
- Значит, масштабной деятельностью в США занимаются три азербайджанские диаспоральные организации: Азербайджанское общество Америки (АSA), созданное еще в 1957 году, Азербайджано-американский совет (AAC), созданный в 2006 году, и USAN, функционирующая с этого года. А что объединяет все эти организации?
- Мы плотно сотрудничаем с ASA в культурных и просветительских мероприятиях. Как общественная организация, ААС также активно привлекает азербайджанцев для участия в USAN. Помимо этого, ААС тесно сотрудничает с Американо-еврейским комитетом (AJC) – самой крупной и старой организацией еврейской диаспоры в США, а также с Ассамблеей американо-турецких ассоциаций (АТАA). В ноябре нынешнего года мы вместе с AJCи ATAA организуем семинар в Калифорнии, посвященный стратегическому сотрудничеству и взаимным интересам Азербайджана, Турции и Израиля. В этом мероприятии примут участие генконсулы трех стран, наша цель - перевести опыт партнерства трех стран в плоскость активного сотрудничества наших диаспор в США.
Существует также немало локальных организаций азербайджанской диаспоры в разных штатах. Зачастую у них нет четкой цели, и они созданы в основном для поддержания связей в узком кругу. Среди них есть выходцы как из Южного Азербайджана - представители бывшей шахской элиты, люди, придерживающиеся левых, прокоммунистических взглядов, и т.д., так и из Северного - «бакинцы», люди, эмигрировавшие из республики в 90-е годы, то есть все они придерживаются разных политических и общественных взглядов. Но мы и с этими группами сотрудничаем для организации мероприятий, ибо наша цель - вовлечение всех азербайджанцев, просвещение и укрепление среди них азербайджанского самосознания как составной части американской нации.
В США есть разница между понятиями «нация» и «этническая группа», то есть существует понятие единой американской нации, которая состоит из представителей различных этнических групп. Замечу, что в Азербайджане, в отличие от Штатов, понятие «азербайджанец» несет в основном этнический смысл, то есть другие нацменьшинства – талыши, лезгины, курды и др. - имеют свою национальную идентификацию.
- Очень интересный момент вы отметили. К примеру, очень часто во многих странах ведущий этнос, для того чтобы достичь общенациональной консолидации, применяет, практику обозначения своей нации нейтральным названием. Русские назвали страну Россией, и все ее граждане россияне, англичане назвали Великобританией – подняв лозунг британской нации, фарсы назвали Ираном – значит, там иранский народ, и так далее, а в Азербайджане, по вашему мнению, стоит вывести в название нации некий нейтральный надэтнический символ?
- Совершенно верно. Название Азербайджан существует испокон веков и произошло от Атропата, мидийского сатрапа Александра Македонского, хотя понятие азербайджанец появилось только в 20-м веке. Последний факт активно используют пропагандистские круги Армении и Ирана, утверждая, что азербайджанцы до этого вообще не существовали. Еще одним уникальным элементом иранской пропаганды является попытка доказать нераспространение географического названия «Азербайджан» на территорию нашего государства, то бишь Северный Азербайджан назывался Араном, а исторический Азербайджан находился только южнее реки Араз.
Тем не менее, согласно различным средневековым источникам, территория исторического Азербайджана распространялась от Дербента до Хамадана, и в доказательство этого факта достаточно вспомнить о существовании государства Атабеков Азербайджана в XII веке. Именно на этой территории на протяжении многих веков шел процесс формирования единой исторической, географической, культурной и языковой общности – азербайджанской нации независимо от того, называлась она азербайджанцами до 20-го века или нет.
В советский период тюркский этнос Азербайджана был переименован в азербайджанцев, и, увы, по старой советской терминологии сегодня представители этнических меньшинств все еще не ассоциируют себя с понятием азербайджанец. Этот факт в значительной мере приводит к ослаблению понятия азербайджанской нации. В процессе укрепления азербайжанской государственности необходимо провести большую простветительскую работу, чтобы понятие «азербайджанец» стало истинно общенациональным, сохраняя при этом самобытность составляющих его этнических элементов. То есть между понятием нации и этноса должна быть разница, поскольку в нацию входят все этносы, населяющие страну.
Этот момент очень важен в смысле решения Карабахского конфликта, поскольку после решения этого конфликта проживающие в Нагорном Карабахе армяне, будучи гражданами Азербайджана, должны быть уверены, что станут полноправной частью азербайджанской нации и тем самым будут защищены от отчуждения. В США существует подобная разница – там есть американская нация, не имеющая расовых и этнических признаков. При этом каждый может сохранять и развивать культуру своего этноса.
- Но вместе с тем, наверное, следует учитывать различие в ситуациях – в США живут представители нескольких рас: белые, афроамериканцы, латиноамериканцы и поэтому там вопрос этноса стоит на втором плане, а в таких странах как Азербайджан население состоит из представителей одной расы, которые делятся на разные нации и народы. А как относятся в США к деятельности общественно-политических организаций, созданных на этнической основе?
- В США нет сильного правового различия между понятиями расы и этноса, их представители как граждане США имеют одинаковые права и обязанности и называются американцами.
Организации культурного толка поощряются в США, поскольку считается, что культура этносов обогащает американскую нацию. Таким организациям делаются налоговые скидки и поддерживаются их проекты. Что касается политического толка этнических организаций, то на них распространяются несколько другие нормативы. В основном много организаций у евреев, армян, греков и других этносов, в свое время в большом количестве переселившихся и компактно проживающих в США. Такие диаспоральные политические организации состоят из людей, недовольных ситуацией на их исторической родине, или желающих оказывать ей поддержку, представляя интересы своей страны во властных структурах США. То есть активнее в политическом плане те диаспоральные организации, которые считают, что права их народа или страны ущемлены. К примеру, в политическом смысле нет понятия французская или немецкая диаспора США.
- В США идет предвыборная президентская кампания, как, по вашему мнению, сопоставимы шансы на победу демократа Обамы и республиканца Маккейна?
- Барак Обама - хороший оратор и популист, который умеет красиво говорить о внутренних проблемах волнующих американцев. Хотя разумному человеку вполне видно, что многие его обещания физически невыполнимы, некоторые изречения Обамы находят отклик среди населения страны и его сравнивают по популярности с легендарным президентом Джоном Кеннеди. Сегодня в США стало стильно поддерживать Обаму, ему симпатизирует молодежь, и это во многом связано с падением рейтинга Буша, а вместе с ним - Республиканской партии в целом, а также с тем, что Обама все же первый в истории США кандидат афроамериканского происхождения.
Но вместе с тем, в свете недавней агрессии России против Грузии и роста угрозы интересам США в этом регионе, стал расти рейтинг республиканца Маккейна, который, как опытный политик, дал своевременную реакцию этим событиям и стал набирать голоса избирателей, в то время как демократ Обама просто отмолчался по поводу ситуации в Грузии. Необходимо также отметить, что в стабилизации ситуации в Ираке наметился значительный прогресс, который далеко не в пользу Обамы. Последний голос, конечно же, за американским избирателем, и в ближайшие два месяца до выборов чаша весов может качнуться в любую сторону.
Если говорить с позиции Азербайджана, то Обама является менее приемлемым как президент США, поскольку он открыто заявляет о своих проармянских взглядах, имеет мощную поддержку армянской диаспоры. Обама - единственный в истории США кандидат в президенты, который кроме традиционной поддержки признания «геноцида» армян, обвинил Азербайджан и Турцию в блокаде Армении и поддержал принцип самоопределения «народа Нагорного Карабаха» как основопологающий в вопросе урегулирования. И это при том, что Барак Обама был в Азербайджане и знаком с истинной ситуацией. Его избранник на пост вице-президента, сенатор Джо Байден – еще более откровенный прислужник армянских интересов.
Республиканец Джон Маккейн тоже приезжал в Азербайджан, в том числе и в период президентских выборов, а по возвращении в Штаты инициировал резолюцию в поддержку укрепления безопасности и дальнейшей демократизации Азербайджана. Сенатор Маккейн всегда позитивно высказывается об Азербайджане и Турции, как о важных союзниках США в регионе, поддерживает территориальную целостность нашей страны и выступает принципиально против признания со стороны США так называемого «геноцида» армян.
- Действительно, странной кажется медлительность США в вопросе поддержки Грузии, которая является оплотом демократии для Белого дома на Южном Кавказе, и возможен ли такой исход событий, при которых США просто «сдадут» правительство Саакашвили Кремлю?
- По большому счету, Белый дом не поддерживал многих инициатив Саакашвили, которые выглядели слегка авантюрными и непредсказуемыми по последствиям. В США четко осознают, что противником Грузии является не просто какая-то страна, а ядерная держава, арсенал которой все еще превышает американский.
Перед Грузией всегда стоял вопрос – хочет ли она интегрироваться в НАТО и ЕС за счет потери Абхазии и Южной Осетии? Как некогда высказался один из российских министров, Грузия может присоединяться хоть к пивному клубу, но без Абхазии и Южной Осетии. Этот же вопрос стоит и перед Азербайджаном с Нагорным Карабахом. В свое время такая дилемма стояла перед Сербией, и она пошла на уступки в Косово ради интеграции с Западом. Сербы сами сделали свой выбор в пользу НАТО и ЕС, и если бы они не хотели отторжения, то не отдали бы свои голоса за президента Тадича.
Чем завершится ситуация в Грузии, пока еще рано делать выводы, но думаю, что она все же станет членом НАТО без Абхазии и Южной Осетии. На данный момент у Грузии нет других вариантов, ибо только членство в НАТО может обеспечить ее дальнейшую безопасность. Важен еще один момент: официально признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия потеряла самую весомую карту влияния на Грузию.
- Насколько продуманной выглядит позиция Азербайджана, который ведет сбалансированную политику в регионе?
- В свете событий в Грузии внешняя политика Азербайджана доказала свою прагматичность. Наша ситуация в отношении США более серьезна, ибо у нас, в отличие от Грузии, кроме традиционно проармянской России, есть противник и на Западе, в лице влиятельной армянской диаспоры. США хотят получать от Азербайджана нефть и газ, имеют желание превратить Азербайджан в плацдарм против Ирана и России, но в обмен не совсем готовы поступиться интересами армянской диаспоры в решении карабахского конфликта. Это доказательство того, что Азербайджану на данный момент не стоит сильно откровенничать о желании присоединиться к НАТО, вызывая гнев России. Хотя не исключается, что в случае приема Грузии в этот альянс подобный вопрос может встать и перед Азербайджаном, и тогда России придется считаться и с азербайджанской позицией в вопросе карабахского урегулирования.
Запад считает, что по примеру Грузии и Сербии Азербайджан может также поступиться Нагорным Карабахом ради интеграции в НАТО и ЕС, однако никто кроме азербайджанского народа не вправе принимать такое решение. И на данный момент такое решение неприемлемо для азербайджанского народа. Как заметил член совета директоров ААС Томас Гольц после недавней поездки в Азербайджан и Грузию, Азербайджан находится в квадрате интересов России, Турции, Ирана и Запада (США и Евросоюза), и в своей внешней политике должен периодически лавировать внутри этого квадрата с учетом позиций четырех его сторон. Рычагами этого лавирования являются энергетика, транспортировка энергоресурсов и роль Азербайджана в отношениях Запада с Ираном. Я думаю, что на данный момент Азербайджан идет по верному пути, принимая решения, которые исходят в первую очередь из его национальных интересов.
Ризван Гусейнов