Успех Инары Бабаевой
На конкурсе вокалистов в Тулузе наша соотечественница вошла в семерку лучших
С 8 по 13 сентября во французском городе Тулуза проходил 47-й Международный конкурс вокалистов, на который по традиции приглашаются только состоявшиеся мастера оперного искусства. Молодая певица из Азербайджана Инара Бабаева не только удостоилась чести принять в нем участие, но и по решению строгого жюри из многоопытных профессионалов вошла в семерку лучших вокалисток из числа конкурсантов, представлявших 45 стран.
Мы встретились с Инарой Бабаевой в перерыве между отдельными сценами оперетты Узеира Гаджибекова «Не та, так эта», очередную репетицию которой буквально накануне открытия нового сезона в Азербайджанском государственном театре музыкальной комедии вела народная артистка Азербайджана Джанет Селимова, и прежде всего я спросила, не трудно ли ей петь главную женскую партию в непростом спектакле сразу же по возвращении из Франции, где, как известно, ей прошлось немало потрудиться да и поволноваться.
- Конкурс действительно был нелегким, но, во-первых, успех окрыляет, во-вторых, выступление в театре, который после окончания магистратуры Бакинской музыкальной академии (БМА) стал для меня родным, всегда в радость…
- На этой сцене вам действительно много раз доводилось испытать успех у благодарной публики, отмечающей бурными аплодисментами и криками «браво» красоту вашего богатого голоса и ваше сценическое обаяние – что перед этим усталость, правда?
- Я очень полюбила сцену, выступления в достойных спектаклях.
- А какие спектакли этого театра вы называете достойными?
- Во всем мире считаются престижными для исполнителей сложнейшие женские партии героинь популярнейших классических оперетт «Сильва», «Марица», «Баядерка», «Веселая вдова», а еще мне довелось петь партию Роксаны – возлюбленной Сирано де Бержерака в оперетте Гара Гараева «Неистовый гасконец», а теперь вот – Гюльназ в «Не та, так эта» Уз.Гаджибекова.
- И вы, разучив их, с успехом исполняли в спектаклях Театра музыкальной комедии?
- Конечно! При этом хочу подчеркнуть, что праздник, успех на публике – лишь видимая часть жизни актера. На деле же она состоит не только из праздников и упоительных минут, когда зрительный зал стоя выражает свое восхищение твоим выступлением. Чтобы испытать это, нужно полюбить и будни с их изнурительным трудом, терпением и волей.
- О которых не должна догадываться публика?
- Это дело публики.
- Главным же критерием успешности для служителей вокала все-таки служит оценка профессионалов?
- По большому счету… да.
- Если они объективны и доброжелательны…
- Весьма желательно… А поскольку встретить таковых в наше время большая роскошь, каждый старается учиться честно и объективно оценивать себя сам…
- И еще выезжать на престижные конкурсы за рубеж…
- Да, получилось так, что сейчас определить свое место среди коллег по цеху уважающий себя артист может, лишь преодолев планку испытаний, условия которых диктуют самые высокие критерии конкурсов.
- В том числе и те, которые выставили перед участниками организаторы конкурса в Тулузе?
- Планка действительно была весьма высокой: надо было исполнить шесть произведений малой формы и шесть произведений крупной формы.
- Что это за формы такие?
- Ну, малыми (естественно, условно) называются арии из кантат и ораторий, песни, романсы.
- А крупными?
- К их числу относятся развернутые сцены из опер, других вокальных циклов.
- Кто пригласил вас на конкурс в Тулузу?
- К сожалению – или к счастью – организацией этой поездки занялась я сама…с помощью супруга. Увидели в Интернете информацию о нем, и, загоревшись желанием принять в нем участие, начали хлопотать.
- В Азербайджане знают вас как состоявшегося известного мастера – не каждому дано в студенческие годы спеть партию Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини или Джильды в «Риголетто» Дж.Верди на сцене оперного театра страны да еще с такими партнерами, как выдающиеся вокалисты из Грузии и Украины… Неужто была потребность ощутить некое признание многоопытных старших коллег за рубежом, которых обычно на конкурсах приглашают в жюри?
- Была! Естественно была! Можно быть – извините – звездой местного масштаба, а можно и получить от мэтров статус профессионала – это даже не амбиции, а естественное желание…
- Желание, естественное для человека, рано определившегося со своей целью?
- Возможно… В детстве пела в хоре, и, кстати сказать, именно наша замечательная певица Хураман Касимова посоветовала в свое время поступать на вокальное отделение в Бакинскую музыкальную академию.
Поддерживаемая похвалами педагогов, работала я всегда с увлечением.
- Еще бы – в годы вашей учебы они сразу же оценили диапазон и тембр вашего голоса, культуру, кругозор – словом, то, что составляет потенциал. Но были и трудности, когда хотелось все бросить – ведь подчас так устаешь от постоянного напряжения…
- Случалось и такое! А уж когда вышла замуж и родила дочь, совсем было забастовала.
- Что же выключило эту крамольную для талантливого, практически уже сложившегося музыканта мысль?
- Не что, а кто… Думаю, во многом возродил меня как вокалистку Гусейн Алиев - педагог, к которому попала с поступлением в аспирантуру Бакинской музыкальной академии. Опытный исполнитель практически всех теноровых партий в спектаклях, десятилетиями ставившихся в Азербайджанском театре оперы и балета, он обладает не только опытом профессионала. Он по-человечески понимает, что у тех, кто связал себя с искусством и занимается творческим трудом, особый психический склад. А там, где педагог понимает это, проявляет искреннюю заинтересованность в успехе ученика не только в классе и на сцене, но и знает практически все о его настроении, о повседневной жизни, чаще всего раскрывается музыкант, рождается гуманный человек, актер, влюбленный в свое дело и неутомимый, бескорыстный профессионал.
- Впервые мы встретились в классе Гусейна муаллима, когда вы готовили партию Микаэллы в опере Ж.Бизе «Кармен», и я удивилась тому, что вы, окончившая здесь аспирантуру солистка двух театров, занимаетесь в консерваторском классе с «бывшим» педагогом.
- А! Тогда мы готовили новые для нас партии для участия в спектакле, специально сделанном в честь юбилея любимого учителя. А вообще… Вольно или невольно сложилась традиция, по которой многие вокалисты не расстаются со своими педагогами на всю оставшуюся жизнь. В БМА подчас слово «класс» произносится формально, по инерции - чаще всего урок педагог дает единственному студенту. Не удивительно, что отношения между ним, педагогом и концертмейстером кое в чем напоминают семейные – каждый приходит со своими проблемами, а творческие обсуждения нередко принимают характер личностных раздумий и о том, что имеет не только конкретные, но и вселенские масштабы.
- Не такая ли дружба положила основу вашей семье?
- Мой супруг Эммин Гасанов по окончании фортепианного факультета БМА стал успешным концертирующим пианистом, солировал в эстрадном оркестре, преподавал. С тех пор, как я принята солисткой в Театр музыкальной комедии, занял должность концертмейстера этого театра, позволив мне иметь как бы личного наставника, творческому содружеству с которым я обязана многими своими успехами.
- И, как я поняла, решение об участии в Тулузском конкурсе вы принимали вместе…
- Конечно! Мы вместе готовили сложный материал, предложенный организаторами, вместе волновались…
- И добывали деньги на поездку – сейчас поддержку в подобных делах редко кому оказывают на государственном уровне.
- Сегодня это естественно, и мы не исключение…
- Но игра стоит свеч?
- Безусловно!
- Что дало вам участие в трудных состязаниях?
- Очень много! Даже то, что из Азербайджана я была там одна, воспринимала с волнением… Представьте, из Китая приехало 24 певца, а мы…
- Зато наша представительница вошла в семерку лучших вокалисток – знай наших! Поздравления соотечественников (и не только их) вы получили заслуженные…
- Спасибо, но меня не меньше радует то, что во время конкурса я получила представление о том, как и чем живут в творческом плане вокалисты мира. Не могу сказать, что мы отстали, но все-таки варимся в плену традиционных представлений о музыке, о востребованном репертуаре. Нам есть о чем всерьез подумать…
- Что вы пели в третьем туре?
- Под рояль – песню «Девушки Кадиса» Лео Делиба, а с симфоническим оркестром - арию царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
- В репертуаре нашего оперного театра этот шедевр не числится… Кстати, как вы, солистка Театра музыкальной комедии, попали еще и в штат оперного?
- Этим я обязана протекции моего педагога по актерскому мастерству, выдающейся азербайджанской актрисы Шафиги Мамедовой – очень уж она высокого мнения о моем вокальном потенциале и активно ратовала за «положительное» решение вопроса.
- Она не ошиблась! «Исполненные обаятельной азербайджанской певицей Инарой Бабаевой на этой сцене партии в операх классического репертуара отличаются высоким уровнем вокального мастерства», - довелось мне лично прочесть мнение искушенных людей в одном из отзывов, а оно дорогого стоит и сегодня вполне оправдалось. Кстати, как встретили по возвращении из Франции коллеги!
-О! Когда я собирала необходимые для участия в конкурсе документы, сотрудники канцелярий были в отпуске, но директор Театра музыкальной комедии Алигисмет Лалаев нашел всех, кто должен был подготовить мое досье, да и потом с огромным вниманием следил за моими успехами. Он и сотрудники театра звонили в Тулузу, интересовались моим настроением, поддерживали. А когда все узнали, что я прошла в третий тур, поздравлениям не было конца. Оказывается, даже на Доске объявлений театра было вывешено сообщение о моем успехе.
- Здорово!
- Очень приятно!
- А что с планами?
- Их как всегда много. В Театре музыкальной комедии активно идут репетиции оперетты «Аршин мал алан» Уз. Гаджибекова – я в ней исполняю партию Гюльчохры, которую пою в одноименном спектакле оперного театра. В опере, думаю, буду петь партию Севиль в одноименной опере Фикрета Амирова, Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Микаэллы в «Кармен» Ж.Бизе…
- Сейчас в оперном театре обозначилась известная конкуренция – появились молодые вокалистки, окончившие Бакинскую музыкальную академию и уже имеющие известный сценический опыт. Что вы думаете об этом?
- Проблема востребованности волнует многих вокалистов в Европе и мире. Говорят, сейчас мастерам классического искусства не просто собрать полный зал публики…
- Но надо как-то выходить из положения, чтобы титанический труд, любовь к музыке и желание радовать своим искусством публику находили адекватный выход…
- Безусловно! Мне, к примеру, хотелось бы выступить с сольным концертом, для которого в моем арсенале накоплен богатый и, поверьте, достойный материал.
- Помнится, год назад вы имели такую возможность, когда в течение двух месяцев выступали в престижном зале Стамбула.
- Было такое. Надеюсь, на родине мне не откажут в желании организовать подобное мероприятие. Кстати, в Париже приобрела немало нот, и сейчас вместе с супругом работаю над произведениями, многие из которых неизвестны моим землякам. Уверенна, они придутся по душе тем, кто знает толк в хорошей музыке.
- Успехов вам, Инара! – сказала я, прощаясь с обаятельной певицей, в который раз уверившись в том, что талант в сочетании с трудолюбием - огромный подарок судьбы не столько самому мастеру, но - более всего - тем, кто его окружает.
Галина Микеладзе