Туркмения прощается с наследием Туркменбаши
В Туркменистане принята новая конституция, которая упразднила высший представительный и законодательный орган власти - халк-маслахаты. В стране провозглашен принцип многопартийности, а вся законодательная власть принадлежит теперь парламенту.
Новую редакцию конституции принял высший представительный и законодательный орган власти халк-маслахаты (народный совет). Это стало его последним решением – на этом же заседании народный совет был распущен.
Заседание прошло во дворце «Рухиет» («Духовность») в Ашхабаде. Халк-маслахаты состоял из 2507 членов, которые лично назначались покойным диктатором страны Сапармуратом Ниязовым. В компетенцию халк-маслахаты входило принятие конституции Туркмении, конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений, решение вопроса о проведении всенародных референдумов, назначение выборов президента Туркмении и депутатов меджлиса, изменение государственной границы и административно-территориального деления Туркменистана. В новой редакции эти полномочия распределены между президентом и парламентом.
Количество депутатов меджлиса, в который на данный момент входят 50 депутатов, увеличено до 125 – они избираются по территориальным округам сроком на пять лет. Право выдвижения кандидатов в соответствии с законодательными актами Туркмении о выборах принадлежит политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан. Парламент принимает законы, вносит изменения в конституцию и законы, утверждает госбюджет и отчет о его исполнении, назначает выборы президента страны и депутатов меджлиса, членов местных представительных органов ратифицирует и денонсирует международные договоры, рассматривает вопросы мира и безопасности и другие вопросы.
Также депутатам переданы полномочия по конституционному надзору. Меджлис дает толкование законов, а также определяет соответствие или несоответствие конституции нормативно-правовых актов органов государственной власти управления.
Парламент принимает решение о досрочном освобождении президента от должности по болезни. Такое постановление вступит в силу, если оно принято на основании заключения независимой медицинской комиссии и не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Меджлис также решает, кто из заместителей председателя кабинета министров назначается на должность временно исполняющего обязанности главы государства в случае, если президент Туркмении по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности. Правило о том, что и. о. президента не может участвовать в выборах, сохранилось.
Одно из основных изменений, которое касается президента: теперь главой Туркмении может быть избран не только туркмен, как это было раньше. Однако существует ценз оседлости, предполагающий, что кандидатом на высший пост страны может стать только человек, проживающий на территории страны последние 15 лет. Глава государства избирается непосредственно народом сроком на пять лет и вступает в должность немедленно после принесения им присяги.
О решении изменить конституцию страны президент Туркмении Курбангулы Бердымухаммедов заявил в апреле этого года.
Возглавивший страну после смерти Сапармурата Ниязова новый глава государства взял курс на большую открытость Туркмении и ее демократизацию.
Весной он заявил о глубоких преобразованиях, которые охватили сегодня все сферы жизни туркменского государства и общества. Формирование пакета поправок к основному закону страны было поручено парламенту.
До сегодняшнего дня в Туркмении действовала конституция, принятая 18 мая 1992 года, в редакции от 27 декабря 1995 года. В 2003 году в основной закон также вносились поправки, благодаря которым халк-маслахаты стал четвертой ветвью власти. Создать такой орган Ниязов решил после совершенного на него покушения. Туркменбаши полагал, что его политическим противникам будет сложнее бороться с двумя с половиной тысячами членов совета, чем с 50 парламентариями.
По мнению гендиректора Центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексея Власова, в связи с упразднением халк-маслахаты следующим шагом в преобразовании госвласти могут стать новые формы взаимодействия президента, парламента и правительства. «Это только начало политической реформы», – заявил он.
Еще одним шагом может стать формирование нескольких проправительственных партий, поскольку теперь в Туркмении провозглашается принцип многопартийности.
Однако ожидать, что Туркмения после принятия новой редакции конституции мгновенно преобразится, не стоит, предостерегает Власов. «Сейчас уже видно, что Туркмения идет путем почти всех среднеазиатских государств. В них везде есть парламент, однако реальная власть сосредоточена в руках президента. Исключением можно назвать Киргизию, у которой вообще отдельная история развития», – считает он. Но эксперт полагает, что Бердымухаммедов уже четко обозначил, что взял курс на европеизацию страны.
/Gazeta.ru/