Европа зовет Пекин реформировать капитализм
Два дня, 24-25 октября, Европа встречалась в Пекине с Азией, пытаясь заполучить себе в союзники в намечающейся коренной посткризисной капиталистической перестройке, если уж не весь континент, то «хотя бы» Китай.
Поднебесная, как уже не раз бывало, выразила солидарность со всеми европейскими страданиями, но не сказала ни твердого «да», ни твердого «нет». В Пекине эти два дня шел 7-й форум Азия-Европа (ASEM – Asia-Europe meeting), который объединяет 27 стран Европейского союза, 10 стран блока АСЕАН (Ассоциация государств юго-восточной Азии), плюс Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Пакистан и Монголию. Организация, которая, по сути, является дискуссионной платформой, существует с 1996-го года. Она никогда не принимает никаких обязательных решений. Но нынешний финансовый кризис сделал форум особым. Европейцы на нем «прощупывали Азию» на предмет более тесных финансовых и экономических союзнических отношений. Можно даже сказать, искали «азиатский противовес» Белому дому.
О том, что из этого получилось, судить довольно трудно, принимая во внимание извечную азиатскую осторожность и то, что все основные переговоры в рамках форума носили исключительно закрытый характер. Но Пекин обхаживали с особым пиететом.
Европа, как известно, уже одобрила свой план чрезвычайной помощи банкам и гарантий вкладов, который оценивается 1,7 трлн евро. Финансовая система Поднебесной была, пожалуй, более всех защищена от похмельного синдрома американского ипотечного и последовавшего за ним мирового финансового кризиса. Европа смотрит на китайский рыночный колосс с надеждой человека, которому надо серьезно разгрузить лодку, чтобы она не пошла на дно вместе со всем товаром. Китай в этом отношении – случай особый. От китайцев Брюсселю в целом, и каждому члену ЕС – по отдельности, в принципе нужно, чтобы он как-то поактивнее что-ли покупал европейские товары, и поддержал меры Европы по стабилизации финансовых рынков и увеличению государственного банковского регулирования.
Президент Франции Николя Саркози, например, прямо призвал на встрече всю Азию поддержать изменения свода правил поведения международного капитализма. «Когда мы прибудем 15 ноября на саммит в Вашингтон, Европа собирается выступить объединенным фронтом. Мы представим хорошо продуманные, совместно разработанные предложения. Европа хотела бы, чтобы Азия поддержала эти усилия, чтобы 15 ноября мы могли бы сказать всему миру, что причины нынешнего беспрецедентного кризиса более не повторятся», сказал Саркози. Вроде бы это должно было лечь на очень благодатную почву в стране, которая проводит один большой эксперимент по скрещиванию капиталистического способа производства с коммунистической надстройкой. Но если «восток, - дело тонкое», то Китай – дело особо тонкое. Китайцы и раньше были осторожны во всех своих телодвижениях «в сторону Запада», а сейчас стали осторожны вдвойне и даже втройне.
Председатель КНР Ху Цзиньтао, сказал, что Китай, конечно, все больше связан с мировой экономикой, и за координацию, объединение усилий, но добавил: «…быстрый рост китайской экономики сам по себе является вкладом Китая в поддержание мировой финансовой стабильности, именно поэтому Китай должен заниматься своими собственными делами». Между прочим, Пекин до сих пор так и не дал твердого ответа на приглашение принять участие в предстоящем вашингтонском саммите, хотя, как заявил китайский представитель, он рассматривает вопрос «в позитивном ключе».
У китайцев, надо признать, «хозяйственные дела тоже обстоят не так гладко, как им бы хотелось. В связи с кризисом, американский рынок, куда Пекин сбывал очень большую часть своих товаров, для него медленно закрывается. Поднебесной не грозят финансовые конвульсии, но ей грозит жестокий удар по экспорту. В третьем квартале года темпы экономического роста Поднебесной сократились до 9%. Любая другая мощная мировая экономика о таком показателе могла бы только мечтать. Но для Китая это серьезное падение: в прошлом году экономический рост составлял 11%. Экономисты убеждены, что падение экономики страны продолжится.
Собственно для европейцев нынешний пекинский форум был очень важен, чтобы заручиться поддержкой Китая (как противовеса США) на предстоящем 15 ноября в Вашингтоне чрезвычайном экономическом саммите Группы восьми плюс ведущих экономических государств мира. Брюссель, под водительством более всего Парижа, ведет сейчас дело к тому, чтобы вовсе пересмотреть всю мировую систему финансово-денежных отношений, т.е. отказаться от фундамента Бреттон-Вудса, который с 1944-го года определяет правила поведения ведущих мировых финансовых государств.
Но китайцы, похоже, остались верны себе, показав, что у них собственные представления о пути к стабильности, о капитализме, его реформах, социализме, коммунизме, базах и надстройках.
Азия вообще, похоже, готова бороться с кризисом «по-азиатски» и сплотить свои собственные азиатские ряды, а не вливаться в объединенный «западный фронт», который, к тому же, никак до сих пор и не оформлен. Прямо «на полях» пекинской конференции Китай, Япония, Южная Корея и 10 стран АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам подтвердили создание чрезвычайного стабилизационного фонда в 80 млрд долларов для поддержки банковской системы. 80% вкладов поступят от Пекина, Токио и Сеула. Этот фонд начнет функционировать в первой половине 2009 года. «Качать» из него валюту в случае непредвиденных обстоятельств смогут все подписанты соответствующего соглашения.
Всеобщую неопределенность по поводу итогов форума очень здорово (как всегда) расцветил неугомонный итальянский премьер Сильвио Берлускони. Он, как только прибыл в Пекин, сразу же выступил с заявлением, в котором предложил расширитьG-8 до «супергруппы четырнадцати» (G-14). По-Берлускони, в нее должны войти Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Мексика и Египет. Все вместе члены группы сейчас производят 80% мирового ВВП. Итальянский премьер считает, что такую группу можно организационно оформить уже в нынешнем году. Хотя такие быстрые сроки расширения G-8 маловероятны, идея Берлускони вовсе не плод горячего воображения. Ее поддерживают и Париж, и Берлин, и Москва. Берлускони сказал, что он уже поговорил по этому поводу с премьером Индии Манмоханом Сингхом и китайским лидером. Они не возражают.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.