Рашад Рзакулиев: «Америкой правит триада: атлантистская идеология, крупный капитал и геополитические интересы»
Эксклюзивное интервью 1news.az с президентом Фонда социальных разработок Рашадом Рзакулиевым
- Несмотря на противоречивые прогнозы, Барак Хусейн Обама одержал уверенную победу и стал 44-м президентом США. По вашему мнению, какие изменения могут произойти во внешней политике Штатов?
- Наконец, волна «цветных революций» докатилась и до Соединенных Штатов. Избрание Барака Обамы президентом США со столь блестящим результатом голосования говорит лишь об одном: Америку сотрясла «демократическая» революция, положившая конец диктату республиканских «президентов войны», ориентированных на тотальную милитаризацию американского общества, на превращение американской нации в «кочевников нового времени». Обама пришел к власти на волне требований перемен в стране. Посему изменения внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов ожидаемы всеми. Но с учетом одного момента…
Барак Обама – серьезный мировой лидер нового формата, политик-интеллектуал XXI века. Он сделает мир сложнее новыми крупными инициативами, заставит союзников и соперников актуализировать интеллектуальные ресурсы, потребует принципиально иного качества дипломатии и аналитического обеспечения внешней политики.
Ясно одно – республиканской неоконсервативной идее «великой американской логистической империи» пришел конец. Но какими будут приоритеты новой администрации Белого дома во взаимоотношениях с вышеуказанными государствами, пока не совсем ясно. Хотя я особо не верю в историю с наступлением анонсированной мировой оттепели с приходом Обамы. Впрочем, ждать осталось недолго…
- Учитывая проармянскую позицию сенатора Обамы, насколько президент Обама будет верен своим обещаниям армянскому лобби в вопросе официального признания «геноцида»?
- Я согласен с большинством известных международных экспертов, не верящих в выполнение данного обещания. Одно дело – туманные предвыборные обещания политика, стремящегося к лидерству в стране, другое – выработка и реализация стратегического курса президента супердержавы. Интересов США в регионе еще никто не отменял, а эти интересы заставят помнить о важности отношений с Турцией и с Азербайджаном.
- Какие интересы преследуют силовые центры, которые привели Обаму на пост президента США, и вообще кто пришел к рулю власти на смену нефтяникам-республиканцам?
- Несомненно, Америкой правит триада: атлантистская идеология, крупный капитал и геополитические интересы. Любой политик высокого уровня полета находится в системе координат этой триады.
Барак Хусейн Обама-младший – амбициозный интеллектуал, кандидат крупных финансово-политических корпораций США, представитель так называемой «рокфеллеровской группировки». Для справки: последние фактически контролируют мировую систему нефтяной и газовой добычи. Имеют непосредственное отношение к формированию мировой сети энерготранспортных магистралей.
За Обамой стоит мощнейший интеллектуальный ресурс «рокфеллеровской группы», который по-настоящему долгие годы определял политику США со дня основания в 1921 году - Совет по международным отношениям (Councilon Foreign Relations - CFR). Ныне это организация объединяет самых влиятельных людей США и западного мира: от бывших и действующих президентов, премьер-министров и иных высокопоставленных чиновников, ведущих финансистов, руководителей транснациональных корпораций и университетов до глав средств массовой информации, конгрессменов и сенаторов, судей Верховного суда, натовских генералов, функционеров ряда мировых спецслужб, лидеров международных организаций. На сегодня список активных участников CFRсостоит из более чем четырех тысяч человек.
CFR– один из крупнейших глобалистских think-tank, непосредственно связанный с Демократической партией США. Как указывают источники - потенциал Совета огромен. Именно он начиная со Второй мировой войны определяет внешнюю политику США и занимается экспортом американской политической модели по всему миру. Кроме фондов Рокфеллера, Карнеги и Форда, CFR сегодня финансируют более двухсот мультинациональных корпораций. Всемирно известный авторитетный журнал «Foreign Affairs» является печатным органом Совета. CFR является предтечей двух наиболее известных глобалистских тайных организаций – Бильдербергского клуба и Трехсторонней комиссии, известной как Трилатераль.
И хотя сам Обама не состоит в членах CFR, его супруга Мишель работает в филиале Совета в Чикаго - в Чикагском Совете по глобальным отношениям (Chicago Councilon Global Affairs). Да и весь основной корпус советников новоизбранного президента имеет прямую связь с вышеназванной организацией.
- Можно ли считать Обаму «голубем мира», пришедшим на смену «ястребу» Бушу? Если нет, то в чем разница между концептами Обамы и Маккейна?
- Я не считаю, что демократическая власть США альтруистична по определению. А идеологическая разница между бывшими кандидатами определяется противопоставлением двух слоганов, определяющих роль США в мире. Если у республиканцев это «Мировое господство», то у демократов – «Мировое лидерство». Разница, наверняка, весьма ощутима. Плюс – произошла смена поколений в достаточно консервативной политической элите Америки. Если 72-летний Маккейн – лидер XX столетия, то 47-летний Обама – олицетворение победившего лидер XXI века, собирающийся повести страну к мировому лидерству по новой мондиалистской схеме.
Что касаемо миролюбия нового президента США…
Новоизбранный вице-президент США, в прошлом сенатор Джо Байден, стал широко известен как автор концепции «Liftandstrike», суть которой заключалась в нанесении ракетно-бомбовых ударов по Югославии и боснийским сербам одновременно с введением эмбарго на поставки оружия в эту страну. Позднее именно Байден вместе с нынешним почетным президентом CFR Лесли Гельбом разработал концепцию урегулирования иракского конфликта, суть которой состояла в фактическом разделении Ирака на три государства – курдское, суннитское и шиитское.
В списках советников Обамы по внешней политике числятся и Бжезинский, и Колин Пауэлл, и Мадлен Олбрайт, и генерал Уэсли Кларк – автор гениального термина «гуманитарные бомбардировки»… Эти персоны знамениты благодаря военным операциям в Ираке, Афганистане и Югославии, которые они продвигали, непосредственно осуществляли и защищали перед лицом мировой общественности.
Не думаю, что идеологию президента Барака Обамы можно хоть как-то связать с пацифистскими взглядами Мартина Лютера Кинга. Его идеалом является другой исторический персонаж - президент Франклин Делано Рузвельт, выведший страну из «Великой депрессии» 1930-х годов благодаря «Новому курсу». Историки понимают, что в успешной реализации этой программы сыграла особую роль и Вторая мировая война на Евразийском континенте.
- Как отразится избрание Обамы на американо-азербайджанских отношениях? Не секрет, что демократы любят делать упор на права человека и демократические принципы. Какие «сюрпризы» стоит ожидать официальному Баку?
- Наверняка точно на этот вопрос сегодня однозначно ответить вряд ли кто сможет, включая и самого новоиспеченного президента. Барак Обама, несомненно, будет заинтересован в усилении американского присутствия в Азербайджане и в регионе Южного Кавказа. При этом, думается, конфронтационная линия во взаимодействии с Россией в регионе, существующая сегодня, несколько ослабнет и даст более реальную основу для справедливого разрешения того же армяно-азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта.
Думается, совершенно очевидна переориентация новой американской администрации на переформатирование экономической системы в США, инициирование противостояния мировому экономическому кризису и, главное, новое озвучивание идей защиты прав человека в мире. Последнее – коронная фишка, исторически отыгрываемая американскими демократами во власти. В этом контексте возможны некоторые незначительные проблемы во взаимоотношениях с Азербайджаном.
Надеюсь, что широко анонсированная республиканцами иранская военная кампании США будет отложена на долгие времена. Перспективы регионального коллапса в этом контексте не предвидится, что немаловажно для Азербайджана.
Опять же, совершенно очевидно, все опасения наших отечественных политологов и экспертов по взаимоотношениям состоявшегося президента США с армянской диаспорой Америки абсолютно несостоятельны. Во-первых, его взаимосвязь с мировой еврейской сетевой диаспорой намного очевиднее. А во-вторых, ни один президент не будет ставить интересы какой-либо диаспоральной группы выше интересов своей державы. И в-третьих, углеводороды и международные энергомагистрали сегодня стоят дорогого. И в этом ракурсе Азербайджану нечего опасаться.
Ризван Гусейнов