Саммит и еще саммит не внушают особого оптимизма | 1news.az | Новости
Точка зрения

Саммит и еще саммит не внушают особого оптимизма

12:53 - 28 / 11 / 2008
Саммит и еще саммит не внушают особого оптимизма

Различные глобальные и региональные проблемы вынуждают ведущие державы мира объединить свои усилия для решения актуальных проблем.

Коллективные обсуждения и принимаемые решения, в которых участники пытаются учесть не только собственные интересы, но и интересы всего человечества, позволяют найти наиболее оптимальные варианты для выхода из кризисных ситуаций.

Финансовый кризис, с некоторых пор поразивший мировую экономическую систему, для многих стран и их руководителей стал полной неожиданностью. Хотя некоторые эксперты мирового масштаба давно предупреждали о такой возможности. Их обеспокоенность вызывали необоснованные сверхвысокие цены на нефть на мировых биржах, искусственно раздутые рейтинги фондовых индексов, а также спекулятивный характер мировых рынков ценных бумаг.

Изначально было ясно, что биржевые спекулянты умело играли на искусственное повышение цен на нефть на мировых биржевых площадках. Необоснованная многократная маржа между затратами на добычу и транспортировку энергоносителей и продажная цена на них позволяли странам-экспортерам и биржевым спекулянтам получать сверхприбыли, которые никоим образом не вписываются в рамки естественных законов реальной мировой экономики. Это, в свою очередь, приводило к искусственному повышению котировок ценных бумаг, фондовых индексов, вливанию не обеспеченных сверхприбылей в сектор реальной экономики. Именно эти вливания позволяли банковскому сектору многих стран ссужать «длинными» деньгами огромное количество юридических и физических лиц, не особо заботясь о механизме их своевременного возврата. Некоторые же транснациональные компании и крупные банки в разных странах, привлекая иностранные кредиты, стали их вкладывать в непрофильные активы и транжирить на необоснованные дивиденды и предметы роскоши. Правительства же этих стран, в погоне за приобретением политических очков внутри страны, немедленно приступают к выполнению высокозатратных социальных и различных программ, а также к увеличению военных расходов.

Это смело можно отнести на счет российских властей, многих российских компаний и банков. Но и определенные западные игроки не избежали такого искуса. Одним словом, все ведущие страны мира в той или иной степени участвовали в этих играх, и получили собственные дивиденды. Никто не желал оставаться на стороне во время дележа вкусного пирога.

Такая игра рано или поздно подстегивает инфляцию и приводит к всеобщему финансовому кризису, чему мы все являемся свидетелями. Так как спасение утопающих есть дело рук самих утопающих, Вашингтонский саммит G20, где были представлены 20 стран мира, в которых проживают две трети населения планеты и производится более 80% мирового ВВП, по идее должен был носить консолидирующий характер в деле принятия коллективных мер по преодолению мирового финансового кризиса. В такой трудный момент проведение аналогичных саммитов является положительным моментом.

Отрадно, что ведущие мировые державы на этот раз, не ограничиваясь рамками традиционной G8, привлекли к обсуждению проблемы страны и из второго эшелона (Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Мексика, Саудовская Аравия, Турция и ЮАР). Вслед за этим в перуанской столице прошел саммит АТЭС, в ходе которого основным обсуждаемым вопросом был мировой финансовый кризис. Это лишний раз является доказательством того, что мировая экономическая система представляет собою единое целое. И страны планеты настолько интегрированы в эту систему, что любой локальный сбой в цепи звеньев, провоцируя принцип домино, потянет за собой всех остальных.

Не говоря о том, что одним из таких слабых звеньев на сегодня оказалась финансовая система США, к чьей национальной валюте напрямую привязаны экономические системы около 100 государств, в том числе и российская. По идее получается, что все мировые державы в первую очередь должны быть заинтересованы в спасении финансовой системы США. Национальная валюта США пока что является единственной мировой валютой. Даже единая европейская валюта в этом плане является слабым конкурентом доллару. По итогам Вашингтонского саммита была принята декларация об общих намерениях в борьбе против мирового финансового кризиса.

Саммит АТЭС со своей стороны выразил поддержку Вашингтонской декларации. Конечно, такое стремление ведущих мировых держав можно только приветствовать. Но если эти стремления не носят лишь декларативный характер. А насчет Вашингтонской декларации и саммита АТЭС таких сомнений можно привести в предостаточном количестве.

На саммитах было представлено слишком много стран, преследующих различные собственные интересы. Многих из этих стран уже давно раздражает роль США как единственной мировой супердержавы, и ключевая роль американского доллара в мировой экономической системе. По мнению этих стран, США должны отказаться от экономической и политической гегемонии в мире. А разразившийся мировой финансовый кризис может вынудить США к этому. Но, судя по всему, США не горят особым желанием откликнуться на такой призыв.

Некоторые страны, особенно Россия, Китай, Индия и Бразилия (БРИК), пользуясь случаем, не прочь инициировать расширение рамок G8 до Вашингтонской двадцатки. Россия больше всех заинтересована в таком формате исходя из того, что она намерена сколотить своеобразный блок противовеса определенному давлению, оказываемому на нее со стороны других членов G8 в обсуждении отдельных проблем. Если даже допустить гипотетическое согласие восьмерки на такой расклад (вряд ли другие члены G8 в отличие от России согласятся на это), трудно поверить в то, что это сильно поспособствует принятию оптимальных решений в рамках образовавшейся двадцатки. Порой в рамках G8 трудно добиться консенсуса по отдельным вопросам. Вспомним хотя бы участь Киотского договора.

Члены виртуального блока БРИК, используя нынешний финансовый кризис, хотят приобрести больший вес в международных финансовых организациях, что вряд ли слишком по душе США и Евросоюзу.

Некоторых конкурентов США очень раздражает роль мировой валюты - американского доллара. И они не прочь, пользуясь моментом, потеснить доллар в этом амплуа, добиваясь признания ведущей роли собственных валют хотя бы на региональном уровне. Эти слова в частности относятся к России, которая, используя определенные механизмы давления на страны постсоветского пространства, старается добиться перехода к системе рублевого расчета с ними.

В Вашингтонской декларации и по результатам саммита АТЭС заявлено о стремлении усиления надзора и контроля над банками и финансовыми рынками. Но постольку поскольку, во многих странах эти сегменты экономики носят спекулятивный характер, очень трудным представляется контроль над ними, тем более если отдельные страны сами прибегают к их услугам в целях нанесения экономического урона своим конкурентам. Когда их ведущие банки привлекают сомнительные вклады, которые работают на их экономику, от отдельных подозрительных клиентов, как правило, правительства этих стран, не утруждают себя интересоваться подноготной данных сделок. Для претворения в жизнь данного желания сначала неплохо было бы добиться высокого уровня прозрачности вкладов, к чему многие страны пока не готовы.

Был призыв об отказе от протекционизма, и в течение 12 месяцев не вводить торговые барьеры и прочие экспортные и инвестиционные ограничения. Но слишком трудной представляется возможность достижения оного. Вряд ли национальные правительства откажутся от соблазна защитить отечественного производителя и от таможенных ограничителей. В противном случае, Россия уже давно стала бы членом ВТО. И вряд ли экономически развитые страны пойдут на такой шаг, когда многие страны, особенно Россия и Китай, не предпринимают серьезные шаги в области строгого соблюдения авторских прав. Также существуют серьезные разногласия между отдельными странами в вопросе допуска инвестиций в определенные сферы собственной экономики.

Немаловажную роль играет степень государственного присутствия в реальной экономике. Когда страны госкапитализма выступают за ключевую роль государства в экономике, большинство западных стран ратуют за минимальное вмешательство государства в экономику, справедливо считая, что это создает дополнительные бюрократические преграды для развития бизнеса.

Страны-экспортеры энергоносителей заинтересованы в высоких ценах на эти ресурсы, когда страны-потребители заинтересованы в обратном. Многие эксперты уверены в том, что мировой финансовый кризис, который напрямую связан с падением на мировой арене цен на энергоносители, спровоцирован США в целях ослабления российской экономики.

Развитие экономики страны позволяет ей выделять значительные средства на военные расходы. В таком случае многие государства, представленные на обоих саммитах, имеющие ровно противоположные геополитические интересы, будут ли заинтересованы в спасении экономики друг друга? Да и визиты российского президента Д.Медведева в Венесуэлу, Бразилию и на Кубу сразу после перуанского саммита являются прямым доказательством того, что Россия всерьез планирует укрепление своего геополитического влияния на Американском континенте. Но по душе ли США возвращение России на их вотчину?

Озвучено обращение к странам, в частности Китаю, оказать посильную помощь международным финансовым организациям из своих огромных золотовалютных запасов. Китай дал свое принципиальное согласие. Но вряд ли Пекин взамен этого не потребует для себя определенных преференций в этих структурах. С другой стороны, при огромной численности населения Китая эти запасы не выглядят такими уж огромными.

Уже сегодня во многих странах крупные компании идут на сокращение рабочих мест. На этом фоне некоторые страны могут также объявить мораторий на привлечение трудовых мигрантов из других стран, что может спровоцировать очередной виток недовольства между отдельными странами.

Самое главное - участники саммита при обсуждении не коснулись, на мой взгляд, слишком важного момента, способствующего мировому финансовому кризису. И этим моментом являются огромные расходы со стороны отдельных стран на вооружения и войны. По сути, эти расходы можно характеризовать как вложения в песок или как деньги на ветер. Мало того, это препятствует установлению взаимного доверия между странами и взаимовыгодных экономических связей.

При желании список таких противоречий, не способствующих коллективному решению мирового финансового кризиса, можно расширить. Но и устранение этих моментов потребует от правительств стран-участниц Вашингтонского и Перуанского саммитов предостаточно политической воли и трезвого подхода. Но покамест положения Вашингтонской декларации и решения саммита АТЭС не будут подтверждены реальными шагами, можно смело утверждать, что Вашингтонский саммит не стал панацеей от мирового финансового кризиса, и еще долго не станет ею.

Сахиль Искандеров, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
2765

Последние новости

Все новости

1news TV