«Человек года»: Обама vs. Путин | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Человек года»: Обама vs. Путин

17:25 - 19 / 12 / 2008
«Человек года»: Обама vs. Путин

На этой неделе американский журнал Time выбрал «человеком года» Барака Обаму.  В прошлом году этого звания удостоился президент России Владимир Путин.

Тогда в редакторской колонке Time объяснил принцип, по которому журнал выбирает того или иного человека, следующим образом: «Звание человек года, присуждаемое Time, не является почестью. Это не знак одобрения. И не признание популярности. В лучшем случае это трезвая оценка мира, каков он есть, и самых могущественных людей и сил, формирующих этот мир - к худу или к добру. И эта номинация, безусловно, имеет отношение к лидерским качествам - дерзновенным, изменяющим нашу планету».
И Обама, и Путин, конечно, отвечают этим требованиям. Но вместе с тем они представляют собой совершенно разные системы мировоззрения.

В 2007 году Time писал, что выбор редакции выпал именно на Владимира Путина, потому что «он продемонстрировал выдающиеся лидерские качества, дав стабильность нации, которую та почти не знала, и вернул России статус мировой державы». Сделав ставку на стабильность, Путин поступился «в значительной мере принципами и идеями, которые так ценят свободные нации».

«Для него самым главным является стабильность - стабильность прежде свободы, стабильность прежде выбора», - написал Ади Игнатиус в статье «Царь родился». Игнатиус, который делал интервью с президентом России для итогового номера Time в 2007 году. Он писал, что Путин не пытается обаять Запад, он делает то, что считает правильным для своей страны.

В итоге политику Путина одобряют 70% населения страны, граждане России вновь обрели уверенность и гордость за свою родину, их зарплата выросла с 2003 года в два раза.

Российские граждане, которые, в общем-то, практически не успели понять и оценить, что такое свобода слова, свобода собраний, политическая конкуренция и независимость суда, с легкостью отказались от этих непонятных идеалов Запада ради экономической стабильности.

Система, созданная Путиным, которая «предусматривает свободу рынка» без политических свобод, постепенно стала получать поддержку и на Западе. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер стал работать на «Газпром», несмотря на то, что газовый монополист России  несколько раз перекрывал газ бывшим советским республикам, чтобы добиться от них выполнения ряда политических требований Москвы.

Президент Франции Николя Саркози перешел с Владимиром Путиным «ты», после того как французский гигант Total был допущен к разработке Штокманского газового месторождения. И его совсем не смутил тот факт, что незадолго до этого англо-голландский концерн Royal Dutch Shell был выкинут из проекта Сахалин-2. Иностранные инвестиции в Россию росли с каждым годом, потому что для бизнесменов неважно, где делать деньги - там, где соблюдаются права человека или там, где они не соблюдаются.

Главное, чтоб была стабильность и предсказуемость. И система, созданная вторым президентом России, полностью удовлетворяла этим требованиям. Одним словом, 2007 год действительно был годом прагматика Владимира Путина.

В отличие от Путина Барак Обама – идеалист. Он считает главным достижением своей страны принцип конкуренции и свободы, заложенный на всех уровнях системы государственного управления США, а не экономическое превосходство Америки над другими странами. Порою, его слова звучат абсолютно наивно. В разговоре с журналистами Тайм, интервьюировавших избранного президента США, он выразил мнение, что «люди в большинстве своем хотят делать правильные вещи», главное – дать им такую возможность.

Наивные слова Барака Обамы совершенно не резонировали с представлениями о жизни воротил Уолл-стрита, которые видели в сенаторе из Иллинойса политика со смешным именем, который отличается от других только умением хорошо говорить. Поэтому в сборе средств на свою предвыборную кампанию Обама был вынужден опираться на рядовых американцев.  В этом ему помог в первую очередь интернет. Под конец президентской гонки в интернет-рассылке штаба Обамы было 13 миллионов адресов, при этом от 3 до 5 миллионов американцев приняли непосредственное участие в его кампании, либо сделав денежное пожертвование, либо став волонтером, либо и то, и другое.

Вера Обамы в людей совершила настоящую революцию в США. «Его появление на американской сцене было подобно удару молнии, он опрокинул нашу политику, разбил в дребезги десятилетия шаблонного здравого смысла и поборол веками устоявшийся общественный уклад» – пишут авторы статьи «Почему история не может ждать», посвященной Бараку Обаме.

Журналисты Тайм подчеркивают, что вовсе не ораторские качества позволили первому афро-американцу стать 44-м президентом США. Согласно опросам общественного мнения, отрыв Обамы от Маккейна произошел именно в тот момент, когда в стране разразился самый глубокий со времен Великой депрессии экономический кризис. Американцы посчитали правильным выбрать не самого опытного политика, но лидера с новыми идеями, который, по мнению большинства, наиболее способен отвечать вызовам современности. И весь мир рукоплескал Америке, которая сумела переступить через многие предрассудки и сделать этот выбор. Мне доводилось встречать людей из Германии, Франции, Швеции, которые брали отпуск и приезжали в США, чтобы стать волонтерами в предвыборном штабе Барака Обамы. Они бесплатно работали по 10-12 часов в сутки: обзванивали избирателей, расклеивали плакаты «Голосуйте за команду Обамы-Байдена», ходили от двери к двери, уговаривая американцев прийти на избирательные участки в день голосования.

Барак Обама был признан «человеком года» благодаря тому, что он сумел вернуть людям веру в идеалы свободы и народовластия. Обама напомнил Западу о том, что принципы свободной конкуренции, не только в экономике, но и в политике, возможность людей делать свой  выбор - это не просто никому не нужные традиции, без которых отлично обходятся такие страны, как Россия или Китай. Но в первую очередь, это источник доверия народа к власти, без которого не возможно преодолеть глубокий финансовый и экономический  кризис и избежать социальных потрясений.

Этот кризис станет первым серьезным испытанием системы, выстроенной Владимиром Путиным в России. Системы, в которой действуют правила свободного рынка, но в тоже время существует политическая монополия, законодательная и судебная ветви власти подчинены исполнительной, отсутствует свобода слова. Сделав Барака Обаму «человеком  года 2008», журнал Time констатировал, что Запад выбирает модель традиционной демократии, которая имеет больше шансов вывести общество из самого страшного экономического кризиса со времен Великой депрессии, чем демократия «суверенная». А какой выбор сделает Россия?

Наргиз Асадова, обозреватель (Вашингтон)

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
3927

Последние новости

Все новости

1news TV