Франгиз Ализаде: «Мугам – великое духовное наследие азербайджанцев» | 1news.az | Новости
Lifestyle

Франгиз Ализаде: «Мугам – великое духовное наследие азербайджанцев»

10:44 - 16 / 03 / 2009
Франгиз Ализаде: «Мугам – великое духовное наследие азербайджанцев»

В Баку стартует грандиозный Международный фестиваль мугама.

Собственно церемония открытия в Баку Международного фестиваля мугама и концерт по поводу этого события состоятся 20 марта в Международном центре мугама, что недавно возведен в Приморском национальном парке. Однако в преддверии этого  грандиозного события уже 18 марта в Азербайджанском  государственном  театре оперы и балета  гости и участники фестиваля услышат первую на мусульманском Востоке оперу – детище основоположника азербайджанской классической музыки Узеира Гаджибекова «Кероглу», а на следующий день, 19 марта, в зале Азербайджанской государственной филармонии состоится концерт государственного симфонического оркестра, в котором прозвучат три симфонических мугама выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова –  «Шур», «Кюрд Овшары» и « Гюлюстан  Байяты-Шираз».

О том, что мероприятие задумано масштабное и  значимое, прежде всего можно судить по тому, кто его организуют. Это такие уважаемые структуры, как возглавляемый первой леди Азербайджана Мехрибан ханум Алиевой Фонд Гейдара Алиева, Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики, Союз композиторов Азербайджана  при участии  фонда «Друзья культуры Азербайджана», Национальной академии наук и Министерства образования Азербайджана.

А вот о значимости  и масштабах проекта, о том, как будут проходить включенные в него мероприятия, нашему корреспонденту рассказала художественный руководитель фестиваля, народная артистка Азербайджана, обладатель титула «Артист Мира», председатель Союза композиторов Азербайджана, профессор  Франгиз Ализаде.

- Судя по анонсируемым материалам, составленная ответственными профессионалами программа фестиваля включает обширный  перечень мероприятий, которые позволяют приглашающей стороне  показать во всем величии достоинства мугама,  ознакомить общественность с той работой, которая сейчас ведется для его развития в Азербайджане, а также  для  ознакомления мирового сообщества с этим феноменом.

-  Все верно! Причем, если намеченные концерты, спектакли, встречи, обсуждения можно хоть коротко перечислить, то  назвать всех их участников практически невозможно.
 
- Это свидетельствует о том, как велик интерес к фестивалю?

- И к фестивалю, и к мугаму. Ведь широко известно, что в последние годы такой  исконно национальный, имеющий глубокие  исторические корни феномен космического уровня, как мугам,  узнали и полюбили миллионы профессионалов и простых слушателей в разных странах.

Широко известно, что 7 ноября 2003 года азербайджанский мугам  был провозглашен  одним из шедевров  устного и нематериального наследия  человечества, и внесение его в соответствующий список ЮНЕСКО  стало  фактическим признанием его  общечеловеческой  культурной значимости.

Это, в свою очередь, стимулировало  в азербайджанском обществе активный интерес к проблемам сохранения  и развития мугамного искусства и проведение в жизнь ряда общественных проектов, связанных с его возрождением.

Среди них заметное место занял  проект «Карабахские ханенде», автором и руководителем которого стала  Посол Доброй Воли  ЮНЕСКО  госпожа Мехрибан Алиева.

-  Не явилось ли это  некоторым действенным ответом на будоражащие многих вопросы о том, сохранят ли народы мира  в эпоху всеобщей интеграции  приобретенное  веками нематериальное культурное  наследие или оно  растворится в безликой массовой культуре? Будет ли интересен в эпоху необыкновенной информационной насыщенности  накопленный  нашими предками культурный опыт? Надо ли представителям  неевропейских  культур, выходя  на международную арену, в угоду западному слушателю  модифицировать  вековые культурные каноны?

- Все эти вопросы, связанные с эпохой глобализации,  давно уже  волнуют  людей, занимающихся  традиционным искусством. И хоть сегодня многие из них все еще остаются открытыми, но уже очевидно, что  фольклору и всему традиционному искусству в целом  смерть от старости не грозит. Мировое сообщество все активнее делает очень много для того, чтобы не только поддерживать интерес ко всему этому, но и, развивая, сохранить на века.

- Понимание такой необходимости пришло в последние годы и благодаря  людям, знающим цену такому наследию?

- Можно сказать и так… Уж мы-то хорошо знаем, на какое забвение долгие годы был обречен мугам даже в нашей республике. Но выжил он  в жесточайшем кризисе  стараниями  подлинных талантов, как зеницу ока хранивших традиции  исполнения, а главное – поклонения ему. 

- К сожалению, а, может быть, и к счастью, мугам не был одинок в процессе, который кое-кто иронично или даже с сарказмом называет «пролетарии всех стран, соединяйтесь!»!   Варварские события, потрясавшие мир практически с начала ХХ века, и их последствия  вместе с переменами в образе жизни современного общества поставили под угрозу исчезновения  или деградации многие выдающиеся явления культуры человечества. А это стало поводом для серьезного, я бы сказала масштабного беспокойства…

- Возможно,  именно внушительный объем оказавшихся под угрозой исчезновения  явлений и конкретных  объектов привлек внимание международного сообщества к проблеме вообще и к идее возрождения и расцвета мугама, в частности…

 В 1972 году  ЮНЕСКО приняло Конвенцию «Об охране  всемирного культурного  и природного  наследия». На ее основе  был составлен Список, со временем пополнившийся  такими формами культурного выражения,  как устное  литературное  и музыкальное творчество, танец, ритуалы, обряды, традиционные народные фестивали и карнавалы, а также культурная среда, сохраняющаяся в своем более или менее традиционном виде. 

- Как рассказал работавший в те годы главой  Азербайджанской национальной комиссии  по делам ЮНЕСКО Рамиз Абуталыбов, первым шагом  в этом направлении  стала разработка программы  «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». Представленная в 2002 году заявка на участие в данной программе, подготовленная  азербайджанским музыковедом Санубар Багировой и французским экспертом Жаном Дюрингом  по специальным стандартам этой организации, в 2003-м  была удовлетворена  членами международного жюри…

- О, с тех пор так много изменилось! Правительство Азербайджана предприняло разнообразные меры для ускорения процесса возрождения мугама. Тогда  же соответствующие структуры  взялись за наведение порядка в систематизации имеющихся документов, в том числе записей, сделанных на заре века с помощью достаточно примитивных устройств, но хранящих голоса давно почитаемых в народе  легендарных  корифеев-исполнителей, по сути носителей столь бесценной информации. Это необходимо  не только для того, чтобы сохранить всенародное достояние, но и открыть широкие  возможности для  изучения имевшихся материалов и приобщения к ним  все большего числа людей.

Разработанный по инициативе Мехрибан ханум Алиевой Национальный  проект «Вечный мугам» прежде всего предусматривает два направления: всяческая поддержка исполнителей  мугама и организация общественных встреч,  способствующих формированию его творческого окружения, а также кропотливая работа по сохранению имеющихся записей с помощью современных технических возможностей. Последняя предусматривает серьезные финансовые затраты на новейшее оборудование и многое другое вплоть до проведения тренингов с персоналом для обретения ими навыков  обращения с ним. 

Окрыляющие самых талантливых конкурсы молодых мугаматистов, проводящиеся при переполненных залах концерты, тематические вечера во всех крупных городах Азербайджана, гастрольные турне наших прославленных ханенде по миру, внимание, которым окружены  исполнители мугамов, издание раритетных книг и альбомов с их торжественными презентациями, наконец, строительство замечательного Международного центра мугама в азербайджанской столице Баку… Это  лишь беглое перечисление  проделанной работы, за которой согретая любовью всех участников энергетика преданности национальным ценностям и гордости за причастность к этой благородной миссии.

- Франгиз ханум! Мы с вами как-то очень уж по-деловому говорим о мугаме, о его величии и значимости  для нашей нации  в масштабе достижений мировой цивилизации, перечисляя разные  «мероприятия». А ведь он – величие духа человека, поэзия  его души, ее радость и боль…

Приходилось читать, что арабского происхождения слово «мугам» означает «место, положение, стоянка»; что азербайджанский мугам  иногда называют «искусством состояний» и в нем есть свои фазы развития, а фазы эти – пути восхождения духа к экстатическому состоянию, в котором дух человека освобождается  от социальных и эмоциональных пут…».

Знаю по себе, что подлинно художественное исполнение мугама всегда оставляет у слушателя ощущение катарсиса, очищения… Знаю, что подчас слушание  становится соучастием в творческом процессе и многое другое, однако отлично понимаю, что при всем желании словами о мугаме не расскажешь…

- Но зато расскажешь средствами музыки…

- Какой замечательный ответ! Так мыслить может только истинный профессионал, музыкант от Бога. Насколько мне известно, Франгиз ханум, ваши композиторские искания в немалой степени определяются приверженностью к мугамным  корням и вас считают ключевой фигурой этого направления. Музыковеды  подчеркивают, что в своей пьесе «Габильсаягы» («В стиле Габиля») при помощи  современных средств  композиторского письма  вы имитируете стиль  блестящего мастера  мугама, кяманчиста Габиля Алиева, и  эта композиция  становится декларацией  творческого кредо и определяет ваши искания.

Нас радует востребованность ваших произведений за рубежом – СМИ то и дело приносят вести о том, как часто они исполняются самыми успешными ансамблями и коллективами мирового класса, каким успехом пользуются диски с их записями…

- Спасибо! Мугам, выстояв в условиях пренебрежения со стороны  коммунистических идеологов, уже в 60 -е годы как росток сквозь асфальт пробился к свету в произведениях  молодых к тому времени композиторов и более всего – Кара Караева, которого тогда обвинили в пренебрежении  постулатами «социалистического реализма».

Если оглянуться назад, можно смело сказать, что неотъемлемой частью  процессов обновления,  которые  тогда начались в азербайджанской музыке,
стало формирование нового взгляда на мугам. За короткий срок, войдя в «круг» современных  музыкальных представлений,  наши  композиторы многое сделали для того, чтобы «соединить прошлое с настоящим», традицию с экспериментаторством  и доказали  возможность сочетания  восточного пиетета к прошлому с западным стремлением к обновлению. И получилось так, что мугам стал эстетическим и  стилевым фундаментом композиторской школы Азербайджана.

- Как видно из программы, в рамках фестиваля будет уделено серьезное внимание приверженности азербайджанских композиторов традициям, профессиональным формам  музыки, но «хозяином положения» на нем  останется его величество мугам с его народными и историческими корнями и формами общения со слушателями. А это значит, что…

- А это значит, что на разных сценах – во Дворце имени Гейдара Алиева, в зале филармонии, в театре оперы и балета, в Международном центре мугама и на других  достойных  площадках один за другим пройдут несколько циклов концертов, конкурсы и  спектакли, в числе которых первая мугамная опера Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» и «Ашыг Гариб» Зульфугара Гаджибекова. В них примут участие  наши корифеи  (вокалисты и инструменталисты), самые талантливые молодые исполнители, в том числе победители завершившегося на днях Республиканского конкурса  «Мугам-2009», не говоря уже об артистах симфонических оркестров, хоровой капеллы и коллектива оперного театра в полном составе.

Прозвучат на фестивале произведения  для симфонического оркестра или  хора таких азербайджанских композиторов, как Ниязи («Раст»), Акшин Ализаде («Симфония № 4 «Mugamvari»), Назим Аливердибеков  (мугам для хора «Баяти-Шираз») и кантата «Физули» Джахангира  Джахангирова.

Считаю важным  подчеркнуть, что права показать свое искусство удостоились далеко не все, кто считает себя исполнителем  мугама, хотя  никаких жестких отборов и отсевов не производилось. Просто было решено, что на концертах фестиваля такого масштаба  должны  полностью, без сокращений прозвучать все семь основных азербайджанских мугамов со всеми традиционно принятыми разделами (дастгях), а это условие  для  некоторых, даже профессиональных исполнителей – представьте – оказалось невыполнимым.

С удовольствием  назову тех, кто с  радостью принял предложение показать  мугам в его классическом виде. Это  Мансум Ибрагимов («Раст»),  Забит Набизаде («Шур»), Агахан Абдуллаев («Сейгях»), Алим Гасымов («Чаргях»), Малекханум  Эюбова («Баяты-Шираз»), Сакина Исмайлова («Умаюн»), Нурия Гусейнова («Шуштер»).

- В программке значатся имена многих иностранцев. Гости – это неотъемлемый атрибут фестиваля международного уровня?

- Прежде всего следует отметить, что это не гости, а непосредственные участники, причем не только теоретики-музыковеды, избравшие мугам  объектом своей исследовательской деятельности,  которые вместе с нашими музыковедами  будут выступать в ходе предусмотренного симпозиума. Очень важно и особенно ценно, что  высокий уровень профессионализма обеспечит фестивалю участие в нем музыкантов из находящихся далеко друг от друга  стран, представляющих  родственные  традиционные музыкальные культуры.

Смотрите: в исполнении ансамбля Al Adwar прозвучат старинные египетские песнопения. Слушателям будет предоставлена возможность  услышать  уйгурский  мугам (Китай). Марокканский ансамбль «Нахда» продемонстрирует  специфическое  андалузское пение, уходящее корнями во времена, когда  Оттоманская империя простиралась фактически до Испании.

В фестивале примут участие  музыканты из Ирака – ансамбль Al Rafidan, а также знаменитый  Хусейн аль- Адхеми – уникальная личность, один из немногих, кто дважды удостаивался премии ЮНЕСКО  за особый вклад в дело сохранения национальной сокровищницы одной из ветвей иракской музыкальной культуры.

Замечательные исполнители из Ирана, Узбекистана, Индии также украсят фестивальные концерты. С интересом ожидаем  выступление  сирийского ансамбля  Al-Kindi, использующего старинные национальные инструменты. Ждем и встречи со знаменитым итальянцем Джиованни де Цорци  и его ансамблем  Maraghi. Сам он играет оттоманскую музыку на нэе, уде и на некоторых других восточных инструментах, а солистка ансамбля – певица из  Ирана.

Наверняка, порадуют всех сообщения о том, что  симфонические мугамы Фикрета Амирова будут исполнены Азербайджанским государственным симфоническим оркестром под управлением итальянского дирижера  Сильвио  Барбатти. Что выступят у нас музыкант из штата Нью-Джерси  Джеффри Вэрбок, более трех десятилетий с огромным упорством осваивающий искусство не просто исполнения, но и понимания мугама, а также – американец Джамаледдин Вайс, играющий на азербайджанских инструментах и ставший серьезным пропагандистом азербайджанского мугама.

Ожидается приезд  представителя ЮНЕСКО Жана Дюринга – ученого, начинавшего заниматься  проблемами восточной музыки с общения с прославленным Бахрамом Мансуровым и играющего на  нескольких восточных  инструментах. Он вместе с азербайджанскими музыковедами примет участие  в работе научного симпозиума, а также выступит членом конкурсного жюри.

- Круг участников, как совершенно очевидно, предусматривается практически исчерпывающий, но в него входят еще и те, кто увлекается … джазом!

-О, да! Я с особым удовольствием назову  имена таких молодых музыкантов, как Салман Гамбаров, Исфар Сарабский, Эмиль Мамедов, как певица Фарида Мамедова и многие другие, которым в фестивальной программе отведено заметное место. И это так понятно: именно они, весьма интересно развивая «мугамные традиции», предъявляют современной публике совершенно уникальные супер-проекты, которые  в наши дни пользуются  высочайшим успехом за рубежом.

- Франгиз ханум, уже известен ваш опыт концептуального построения грандиозных, особо значимых концертов… Наверняка,  церемония закрытия во Дворце имени Гейдара Алиева будет выстроена как некое действо, суммирующее все мероприятия фестиваля, проведенного во славу такого всенародного достояния, как азербайджанский мугам…

- Для церемонии закрытия  (25 марта)  подготовлен специальный проект, драматургия  которого выстроена так, чтобы показать поворотные моменты в «жизни» мугама от ретроспективы до наших дней и представить широкой публике все самое лучшее, что создано нашими предками и развивается благодарными потомками.

Как известно, Баку на 2009 год избран столицей исламского мира, и проводимый в нашем любимом городе Международный фестиваль  мугама как нельзя более импонирует подобному его высокому статусу.

- А Новруз байрамы – ведь для проведения фестиваля избраны как раз дни этого замечательного национального праздника… Это окрасит все мероприятия в еще более светлые, радостные тона?

- Конечно! А для зарубежных участников – это еще одна возможность познакомиться с нашими национальными традициями, увидеть Азербайджан в лучах весеннего солнца и пообщаться с нашими гостеприимными, радужными соотечественниками, увезти с собой ощущения душевной теплоты и безыскусной доброты нашего талантливого народа, которому есть что показать и чем годиться.

 Кстати, замечу, что информация об участниках международного фестиваля и о его мероприятиях опубликована на сайте  www. Mugam.az  и будет пополняться ежедневно.

- Спасибо, Франгиз ханум, за интересные сообщения. И удачи фестивалю, проведением которого в Баку мы обязаны президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, первой леди Азербайджана, президенту Фонда Гейдара Алиева, Послу Доброй Воли ЮНЕСКО Мехрибан ханум Алиевой, а также руководителям и сотрудникам многих структур, вложивших огромные усилия в столь ответственное дело ради того, чтобы грандиозное, масштабное событие  в жизни нашего государства и мирового сообщества  состоялось. Чтобы в неуклонно изменяющемся, глобализирующемся мире наш  мугам стал одной из  визитных  карточек  Азербайджана.

Галина Микеладзе

Поделиться:
3880

Последние новости

Все новости

1news TV