Марко Папик: «США не хотят быть вовлеченными в такой неразрешимый конфликт, как Нагорно-Карабахский»
Эксклюзивное интервью 1news.az с экспертом по вопросам Евразии Американского центра стратегических прогнозов Стратфор Марко Папиком
- Какую политику администрация Обамы будет вести в вопросе решения Нагорно-Карабахского конфликта?
- США с самого начала никогда не имели реальной официальной позиции по Нагорно-Карабахскому конфликту. Проблема заключается в том, что Азербайджан является союзником, а Армения имеет сильное (если не самое сильное) лобби в Вашингтоне. Это означает, что США не могут идти дальше по этому вопросу, просто в любом случае США не хотят быть вовлеченными в такой неразрешимый конфликт, как Нагорно-Карабахский.
Поэтому администрация Обамы просто заняла позицию предыдущих администраций США, которые на самом деле не имели позиции. В дополнение к этому является общее отсутствие согласованности по внешнеполитическим вопросам в администрации Обамы, что обусловлено тем, что это новая администрация.
- Почему администрация Обамы хочет открытия границ Армении с Турцией?
- Администрация Обамы пытается противостоять возрождению России и один из способов сделать это на Кавказе заключается в том, чтобы укрепить роль Турции в регионе. Тем не менее, Анкара всегда имела проблемы в этом регионе, поскольку не имеет выхода к своему союзнику Азербайджану. Открытие границы в настоящее время расширит возможности Турции, намного больше сблизит с Баку и сделает Турцию намного более сильным игроком.
Ереван считает, что он больше не должен зависеть от армянского лобби в Вашингтоне. При администрации Буша, когда была урезана помощь Армении, в Ереване поняли, что лобби в Вашингтоне больше озабочено такими неразрешимыми проблемами, как так называемый вопрос «геноцида», чем реальные проблемы в Армении.
- Если откроется граница, Россия может потерять свое влияние в этом регионе?
- Это то, на что и надеются в американской администрации. Однако Москва имеет достаточно влияния в Армении, в том числе пребывание своих войск в пределах границ этой страны. Кроме того, Ереван до сих пор зависит от Москвы на случай возобновления конфликта с Баку, и маловероятно, что это поменяется в ближайшее время.
- Может ли открытие границ помочь решению Наборно-Карабахского конфликта?
- Нет. Там нет такой причины, что бы верить, что открытие границ может решить этот конфликт.
- Что Азербайджану нужно делать в этом случае, потому что в Баку считают, что если границы между Арменией и Турцией откроются, это создаст проблемы в решении Нагорно-Карабахской проблемы?
- Открытие границ в действительности не изменит трудность урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Этот конфликт был заморожен, и будет оставаться замороженным после открытия границ.
- Хочет ли Россия открытия границы между Турцией и Арменией?
- В краткосрочной перспективе Москва не видит проблемы в этом, потому что Кремль в настоящее время очень осторожен с чувствами Турции.
Турция усиливается, как мощный мировой игрок и Москва не хочет открыто стоять на его пути. Например, в январе природный газ был отрезан Европе, в то время как Россия уверила Анкару, чтобы та не беспокоилась о природном газе.
Однако, если в долгосрочной перспективе откроются границы, это означает увеличение турецкого влияния в регионе и, в частности, с точки зрения азербайджанской энергии и стратегического значения Грузии. Затем это будет уже новый геополитический конфликт на Кавказе, (не военный) уже между Анкарой и Москвой.
Э. Рустамов