И это все о ней…
Истекшая неделя выдалась необычайно щедрой на различного рода мероприятия, в которых бы Украина не была представлена в различных аспектах.
Сначала состоялась берлинская международная конференция на тему «Россия – Евросоюз. Газовый аспект». Российскую делегацию на данной конференции возглавил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев. По его словам, к великому сожалению, конструктивного диалога не получилось. Он напрасно пытался развеять опасения европейцев насчет монополии «Газпрома» на их рынке, указывая, что 25% импорта природного газа Евросоюзом приходится на Россию, а остальные 18% на Норвегию и еще 10% на Алжир. Еврокомиссию цифры не убедили и они по-прежнему настаивали на соблюдении российской стороной договора Энергетической хартии.
И напрасно Александр Медведев тратил свое красноречие на объяснение того, когда потребитель и производитель связаны общим трубопроводом, говорить об односторонней зависимости по меньшей мере нелогично. Правильнее говорить об обоюдозависимости, которая должна быть достаточно прозрачной и взаимовыгодной. Помехой для такой идиллии может быть лишь недобросовестный или безденежный транзитер, к каковым Россия бесспорно относит Украину. По мнению российской стороны, последняя, пользуясь своим монопольным правом на транзит природного газа в Европу, каждую зиму шантажирует Россию, выторговывая для себя низкие цены на «голубое топливо». Даже присоединение к договору Энергетической хартии не является помехой «столь благородному делу», мало того, такая позиция Украины нашла поддержку и понимание у отдельных членов Евросоюза. Хотя таким образом один из крупнейших потребителей природного газа платил за него чуть ли не самую низкую цену в Европе. Это обстоятельство позволило Александру Медведеву обвинить отдельные страны-члены ЕС в русофобских настроениях, в ответ на что российские доводы назвали «детской обидой». Решить другой вопрос внести проект строительства газопровода «Южный поток» в список приоритетов ЕС также потерпел фиаско.
В Хабаровске, на саммите «Россия – ЕС», где переговоры вел лично президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и в Астане, где на встрече глав правительств СНГ российскую делегацию возглавлял премьер-министр правительства России Владимир Путин, оценки самого Договора Энергетической хартии и позиции Украины, давались куда более жесткие и нелицеприятные.
Президент Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Хабаровске заявил, что к Договору Энергетической хартии в ее нынешнем виде Россия никогда не присоединится. И что в ней должны быть отражены позиции России, защищающие права производителей и транзитеров, а не толь потребителей, как сейчас. Кроме того, должен быть выработан механизм ответственности за взятые на себя обязательства в рамках документа. На вопрос, следует ли ожидать бесперебойных поставок российского газа через территорию Украины, Александр Медведев без обиняков ответил, что Россия к Энергетической хартии не присоединялась и ответственности за потребителей не несет. Если у Украины нет денег платить за газ, то Россия как партнер готова внести свою долю финансов.
Финансовая несостоятельность Украины нашла свое продолжение на заседании глав правительств СНГ в Астане. Там цифры вполне конкретизировались. За летний период в украинские подземные хранилища газа (ПХГ) необходимо закачать 19,5 млрд. кубических метров для чего понадобится $ 4,7-4,8 млрд. Таких денег у Украины нет, а если закачку начать позже, то проблема из коммерческой может перейти в технологическую, которая даст знать о себе уже в эту зиму. На прямой вопрос Владимира Путина, сможет ли Еврокомиссия чем-либо помочь Украине, ответ был краток: для нее у них денег нет. Помощь же России может носить только долгосрочный характер, что в условиях общественно-политической жизни и выборов на Украине несет в себе большие риски.
Так что разногласия между Россией и ЕС остаются стратегическими, но не безнадежными, а камнем преткновения является Энергетическая хартия.
В условиях такого жесткого противостояния Азербайджану не стоит спешить присоединяться к Энергетической хартии, тем более наши отношения со странами-транзитерами не во всем безоблачны. А что касается проекта «Одесса-Броды», то стоит подождать, как Украина будет выбираться из грозящего ей дефолта.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора