Мотивы внешних сил в подавлении сепаратизма в Шри-Ланке | 1news.az | Новости
Точка зрения

Мотивы внешних сил в подавлении сепаратизма в Шри-Ланке

09:31 - 27 / 05 / 2009
Мотивы внешних сил в подавлении сепаратизма в Шри-Ланке

Всю прошлую неделю международная общественность с тревожным интересом следила за решающей жесткой схваткой центральных властей с сепаратистами в Шри-Ланке.

После получения независимости в 1948г. центральные власти Цейлона (официальное название Шри-Ланки до 1972 г.) начали проводить социальные реформы, в основном направленные на устранение перекосов и дискриминационной политики по отношению к титульной нации острова сингалов (75% населения), проводимой прежней британской колониальной властью. При англичанах остров стал одним из главных мировых поставщиков чая, кроме того, здесь были заложены большие плантации кофе и каучука. Тогда нежелание местного сингальского населения работать на плантациях заставило англичан прибегнуть к массовому ввозу рабочей силы - тамилов из южных индийских штатов. В итоге существовавшая на острове коренная тамильская диаспора была искусственно увеличена в несколько раз. К тому же тамилы в отличие от сингальского буддистского населения острова в массе своей исповедовали индуизм. В ходе реформ сингальский язык стал единственно государственным. Значительная часть тамильских рабочих, завезенных англичанами из Индии по трудовым контрактам, лишалась права на гражданство и подлежала репатриации на родину. В ответ на это тамильское меньшинство сформировало движение Объединенный фронт освобождения тамилов (ОФОТ). Сугубо политическая организация, выступающая за ненасильственное создание единого тамильского государства, в состав которого планировалось включение традиционно тамильских северных и восточных провинций Шри-Ланки и части южной Индии - штат Тамилнад. В противовес сингальские радикалы сформировали Фронт национального освобождения (ФНО).

Участники нынешнего конфликта окончательно сформировались в начале 70-х гг. ХХ в. В 1972-м лидер молодежной радикальной группировки ОФОТ 18-летний Велупиллаи Прабхакаран объявил о своем выходе из состава Фронта и создании самостоятельной организации – «Новые тигры». Через четыре года она превратилась в «Тигров освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), которые до сих пор вела сепаратистскую войну против правительственной армии. С 1997 года ТОТИ неизменно фигурировала в официальном списке террористических организаций, который раз в два года составляет Госдепартамент США. Активная же фаза конфликта берет свое начала с 1983г. Условно последняя фаза была четвертой войной за Илам. В предыдущих трех в выигрыше оказывались «тигры», каждый раз увеличивавшие захваченные территории. В конечном счете, они контролировали уже 30% островной страны. Не исключено, что эти успехи тамильских сепаратистов были достигнуты благодаря активной поддержке (в основном финансовой) внешних сил. В этом вопросе свою заинтересованность имели как отдельные зарубежные страны, так и тамилы, проживающие за пределами Шри-Ланки. Только в одной Индии их больше 65 млн. А также обширная диаспора тамилов проживает в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Африки, Западной Европы, в США и Канаде. Тамильская диаспора активна, политически сильно подкована, обладает большими материальными ресурсами.

За 26-летнюю войну были попытки со стороны отдельных стран содействовать прекращению гражданской войны на острове. Индия в 1987г. вводила войска в Шри-Ланку на три года. Поводом для введения войск была защита тамильского населения от насилия со стороны сингалов и центральных властей. Но невозможность контролировать сепаратистов инициировала вооруженные столкновения между боевиками ТОТИ и индийской армией, которая потеряла свыше 1200 солдат. Это вызвало негативную реакцию в самой Индии, прежде всего на Юге. В 1991 году, после вывода индийских войск из Шри-Ланки, тогдашний премьер-министр Р.Ганди был убит женщиной-камикадзе, принадлежащей к группировке ТОТИ.

В 2000 г. миротворческие функции по урегулированию ситуации в стране взяла на себя Норвегия, после чего между противоборствующими сторонами в 2002 г. было подписано соглашение о прекращении огня. При этом МИД Индии заявил, что Нью-Дели не намерен признавать ТОТИ, которая европейским сообществом объявлена террористической структурой. Однако на фоне перемирия, на севере и востоке Шри-Ланки фактически сложилось тамильское государство с собственной системой гражданской администрации и инфраструктурой. Несмотря на это, с конца 2007 г. ТОТИ резко активизируется, и проводит дерзкие теракты против официальных лиц и мирных жителей. В начале января 2008 года власти потребовали от тамильских сепаратистов разоружиться и перейти к мирному урегулированию. После полученного отказа от них, 16 января Коломбо (столица Шри-Ланки) вышла из «норвежского» соглашения, пообещав полную и окончательную победу над сепаратистами. И вот, по всей видимости, власти страны добились поставленной цели. Но «шалости» тамильских сепаратистов слишком дорого обошлись стране. Только за время последней фазы войны правительственные войска потеряли более 6200 человек убитыми, около 30 тысяч военнослужащих получили ранения.

По оценкам ООН, с января по май 2009 года было убито от 7 до 10 тысяч мирных жителей. Всего же за время 26-летней гражданской войны на Шри-Ланке погибло от 80 до 100 тысяч человек. По информации властей Шри-Ланки, уничтожены 15-22 тыс. сепаратистов, в том числе и их лидер Веллупилаи Прабхакаран. Но на зарубежных сайтах сепаратистов появились сообщения, что он жив, здоров и продолжает борьбу, а данные о его гибели сфабрикованы: «Шестидесятилетняя борьба за освобождение тамильской нации вступает в новую фазу. Шри-Ланка никогда не сможет жить в мире. Пособники Коломбо США, Россия, Индия и Китай поддержали правительство, продавали ему оружие и оказывали иную помощь». Не лишены интереса слова о поддержке вышеназванных стран центральным властям Шри-Ланки в борьбе против сепаратистов именно за последние два-три года. Тем более что, по некоторым сведениям, эти страны в той или иной степени были замешаны в поддержке и вооружении тамильских сепаратистов. Тогда, какие новые реалии привели к изменению их позиций.

Известный геополитик З.Бжезинский в своей книге «Господство Америки и ее геостратегические императивы» пишет: «Необходимо также отметить потенциальную роль Индии+Провал Индии+убрал бы со сцены силу, способствующую большому равновесию на азиатской сцене, в особенности с учетом усиления геополитического превосходства Китая. Из этого следует, что постоянное участие Индии в дискуссиях по вопросу региональной стабильности, особенно по вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно, не говоря о стимулировании развития более прямых двусторонних связей между военными сообществами Америки и Индии». Ему практически вторит известный американский политолог Р.Каплан: «Центр мировой политики перемещается в Индийский океан, и в 21 веке именно этот район станет главной ареной глобального противостояния».

Но, как бы странно не выглядело, заявление бывшего посла в этой стране Д.Лунстедта, контрастировало с мнениями вышеуказанных политологов: «После холодной войны у Америки нет важных стратегических интересов на Цейлоне, и общее значение региона для США значительно снизилось. США не нужны военные базы на острове, Шри-Ланка вряд ли станет в ближайшем будущем важным торговым партнером США, и в Америке нет сколько-нибудь крупной ланкийской диаспоры, которая могла бы влиять на внутреннюю политику Соединенных Штатов».

Но, как говорится, если очень захотеть, то будет. США давно стараются изменить пророссийской ориентации Нью-Дели на проамериканскую. В 2006 г. между США и Индией подписано Соглашение о сотрудничестве в ядерной области, что фактически означает признанием ядерного статуса Индии Вашингтоном. США фактически признали ядерный статус Индии. Призывы Вашингтона о том, чтобы Индия вышла из пророссийского проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия, планируемого в качестве звена между Азией и Европой, тоже достигли цели. Заключенный меморандум о взаимопонимании в энергетической сфере в апреле 2008г между Ашхабадом и Нью-Дели практически включил Индию в состав участников проекта прокладки Трансафганского газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), лоббируемого США. США, усиливая свое влияние на центрально-азиатские энергопроекты, бьют по амбициям Ирана и «Газпрома», а также по геополитическому влиянию Китая. Одновременно Индия продвигается к стратегическому треугольнику США-Япония-Австралия, что создает проблемы для создания оси Россия-Индия-Китай, в котором так заинтересована. Москва тоже в противоборстве с Вашингтоном за душу Индии кое-чего добилась.

В IV квартале 2007 г. Индия заявила об отсрочке выполнения ядерного соглашения с США. Между «Росатомом» и Индийской корпорацией по атомной энергии было парафировано соглашение о строительстве 4-х дополнительных реакторов АЭС в Куданкуламе (штат Тамил Наду, заселенный как раз тамилами). В декабре 2007г Индия и Китай провели впервые в истории совместные военные учения, при предварительном заявлении Нью-Дели первым признать Тибет частью КНР, несмотря на то, что в Индии, в стране, где официально находится резиденция Далай-ламы, проживают 100 тыс. тибетцев. Со стороны Вашингтона стартовала вторая часть контригры. В феврале 2008 г. министр обороны США Р.Гейтс выступил предложением о сотрудничестве двух стран в строительстве американской системы ПРО. А еще перед этим, Н.Саркози высказался за постоянное членство Индии в СБ ООН, и за вступление ее в G8. Нью-Дели пока старается сохранить паритет. Но, вряд ли, это будет долго продолжаться. На выборах в нижнюю палату индийского парламента в прошлое воскресенье партия Индийский национальный конгресс (ИНК) и ее союзники, завоевали около половины мест, что открывает перед правительством возможность улучшить отношения с Пакистаном и Бангладеш. Индийцы от нового кабинета страны, возглавляемым М.Сингхом ждут решительных шагов в борьбе с бедностью и угрозой террора, которая является любимым коньком Вашингтонской администрации. Поэтому США рассчитывают, что Дели продолжит курс на укрепление отношений с Америкой. Вашингтон давно добивается более широкого доступа на индийский рынок для американских корпораций, и уверен, что при новом кабинете такая возможность резко возрастает. Президент США Б.Обама стремится подключить Индию к противодействию «Талибану» и «Аль-Каиде» в Пакистане и Афганистане. Сразу после утверждения Сингха премьером он позвонил ему и пригласил посетить США. В ходе телефонного разговора оба руководителя договорились координировать борьбу с террором. Все эти моменты доказывают, что последние события в Шри-Ланке сильно переплетены интересами сверхдержавы не только в стране, но и в регионе целом. Обострение ситуации в Шри-Ланке стало фиксироваться после нахождения в «тамильском отсеке» залежей нефти, т.е. на территории и рядом с территорией, контролируемой ТОТИ. Тендер на разработку первых двух из восьми нефтеносных участков выиграли Индия и Китай, что вряд ли по душе США. С этого момента и неудачи на ТОТИ стали сыпаться как из рога изобилия. Однозначно, что успехи Коломбо в вопросе уничтожения тамильских сепаратистов были выгодны Дели и Пекину также. Поэтому с их стороны были заявления о том, что «тигры» окончательно дискредитировали себя, а власть над их бывшими территориями должна перейти к лояльным центральному правительству тамилам.

По логике вещей, получается, что в вопросе утверждения в Шри-Ланке и проталкивания своих интересов Китай и Индия переиграли Вашингтон. Наверное, США не могут себе, особенно, простить промашку на счет Пекина, политика которой в отношении Шри-Ланки более дальновидная. В 70-е гг. прошлого века Китай, не заявляя громогласно о своих братских чувствах, был основным поставщиком главного продукта питания ланкийцев - риса. И сегодня Китай продолжает политику «мягкого» проникновения. Например, на юге Шри-Ланки у Китая имеется своя база для заправки топливом кораблей военно-морского флота. Но США не были бы супердержавой, если бы не постарались даже самую проигрышную ситуацию не превратить в выигрыш для себя. Как центральные власти начали наносить смертельные удары по сепаратистам, Вашингтон всполошился. 24 февраля в комитете по международным делам Сената США состоялись слушания, посвященные состоянию дел на острове, где правительство республики также подверглось жесткой критике. Выступавшие хотя и признали за террористической организацией ТОТИ долю вины в продолжающейся гуманитарной катастрофе, тем не менее, большую часть обвинений обрушили на правительство страны. От правительства Шри-Ланки потребовали, чтобы оно пересмотрело конституцию страны и передало значительную часть своих полномочий местным органам власти. А 13 марта госсекретарь США Х.Клинтон позвонила президенту Шри-Ланки М.Раджапаксе и выразила глубокую озабоченность Вашингтона ухудшающейся обстановкой и ростом числа жертв на севере страны. Она также призвала президента страны предоставить международным гуманитарным организациям полный доступ в район конфликта и лагеря беженцев, включая фильтрационные центры.

По мнению экспертов, от силы через 5-10 лет в Шри-Ланке начнется добыча нефти. История доказывает, что регионы с нефтегазовым запахом ой как привлекают все страны, особенно те, которые в той или иной мере играли какую-то посредническую роль. Поэтому не исключено, что Норвегия (одна из ведущих нефтегазовых держав в мире) может претендовать на значительную долю участия в разработке месторождений в Шри-Ланке. Но как такое спокойно может стерпеть Вашингтон, который практически все регионы мира объявил зоной своих стратегических интересов. Предполагаю, что настоящая борьба за Шри-Ланку только начинается. Основная борьба будет разворачиваться между США и Китаем. Нью-Дели будет вынужден по максимуму лавировать между ними. Симпатии Москвы, естественно, будут на стороне Пекина и Нью-Дели. Если даже Россия в силу своей политико-экономической слабости открыто не будет проявлять свои интересы на острове, то, во всяком, случае, окольным путем будет содействовать успехам Китая и Индии. Все это дает основание предположить, что об окончательной победе над сепаратистами в Шри-Ланке еще говорить еще рано. Потому что сверхдержавы, очень легко и без зазрения совести исходя из своих корыстных целей, могут разжечь сепаратистские очаги в любой точке мира, чтобы потом, пользуясь этим моментом, укрепиться в этих регионах. В этом контексте с большим успехом можно проводить параллели между Южным Кавказом и Шри-Ланкой. Скорее всего, официальному Коломбо надо быть начеку, и раньше времени не впадать в эйфорию. Вряд ли информация тамильских сепаратистов о спасении их лидера является случайностью. Если даже он мертв, то под его именем можно спровоцировать очередную сепаратистскую войну в Шри-Ланке, пока официальный Коломбо не будет вести себя разумно в отношении того или другого суперигрока в регионе, или же в интересах всех их вместе взятых.

Так что, решая проблемы с внутренними сепаратистами, к позору мирового сообщества, приходится действовать сообразно с корыстными мотивами внешних сил. К сожалению, сегодня в мире господствует такая теория.

Сахиль Искандеров, политолог

Член экспертного совета медиа-холдинга «Лидер»

Мнение автора может не совпадать с позиций редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
6809

Последние новости

Все новости

1news TV