Баку не оставляет без ответа пренебрежение своими интересами
На Южном Кавказе все возвращается на круги своя.
2009 год отмечен растущей неопределенностью, как в регионе, так и в мире. Сказался финансовый и экономический кризис, приход в Белый дом сломавшего многие стереотипы представителя новой генерации политиков - Барака Обамы. Лидеры Турции, вопреки давней традиции, обрушились с беспрецедентной критикой на Израиль и несколько заигрались с Арменией. Баку в ответ пригрозил дрейфом в сторону России и несколько дистанцировался от Грузии. Москва как будто бы стала поджимать Армению с тем, чтобы побудить к большей конструктивности в вопросе карабахского урегулирования. Однако очень скоро выяснилось, что регион еще не готов к переформатированию традиционных союзнических отношений и все вернулось на круги своя.
После принятия так называемой «Дорожной карты» Анкара и Ереван стали делать поспешные шаги назад. Архитектора «новой» армянской политики Турции Бабаджана переместили с поста главы МИД в министерство экономики. Премьер-министр Эрдоган прибыл с разъяснениями в Баку, где однозначно заверил, что без прогресса в карабахском урегулировании границы с Арменией открыты не будут. После встречи Эрдогана с российским премьер-министром Путиным в Сочи, когда выяснилось, что Москва не собирается активно продвигать вперед карабахское урегулирование, Турция вынуждена была взять на себя миссию оказания вразумляющего давления на Ереван.
Азербайджанское руководство, не увидев конструктивности в поведении Сержа Саркисяна в Праге, связало это с тем, что Москва вопреки обещаниям не намерена умерять аннексионистские аппетиты своего армянского «форпоста» и там же в Чехии официально присоединилась к проекту газопровода НАБУККО. Далее, вопреки явно выраженному недовольству Москвы, азербайджанские офицеры приняли участие в учениях НАТО в Грузии. Когда же Россия оформила объявленный давно, но придерживаемый до поры до времени полумиллиардный кредит Армении, то это было воспринято как прямое поощрение Еревана в неуступчивости по вопросу Нагорного Карабаха. В ответ в Баку с официальным визитом был приглашен так ненавидимый кремлевскими вождями президент Грузии Михаил Саакашвили и продемонстрировано укрепляющееся стратегическое азербайджано-грузинское партнерство, способное в перспективе свести к минимуму российское влияние и присутствие в регионе.
Баку не оставил без ответа и то, как привечали несколько месяцев назад в Тегеране президента Армении Сержа Саркисяна. В ходе этого разрекламированного визита было объявлено широкомасштабных и мало реалистичных в условиях экономического кризиса армяно-иранских проектах в сфере транспорта и энергетики. Трудно поверить в то, что Тегеран, который не может наскрести необходимые средства для того, чтобы достроить железнодорожные пути на собственной территории от Решта до Астары в рамках масштабного и быстро окупаемого транспортного коридора «Север-Юг» сможет выполнить обещание и выделить сотни миллионов долларов на строительство железной дороги в Армении. Ведь очевидно, что с экономической точки зрения это абсолютно нерентабельный проект, так как ирано-армянский товарооборот мизерный выход на Россию заблокирован Тбилиси, а транзит через Азербайджан закрыт по известным причинам. Строить железную дорогу в Армении с тем, чтобы через эту страну получить выход на черноморские порты не нужно, так как Иран уже сегодня вполне обеспечивает себя этим через Турцию.
В Баку правильно оценили демонстрацию такого армяно-иранского «братания», как поощрение Еревана к продолжению прежней деструктивной линии поведения в регионе и, не вступая в словесную полемику, сделали ответные шаги. Баку подтвердил приглашение Шимону Пересу, президенту ненавистного для исламистских вождей Израилю, а недавно с визитом в Азербайджане побывал главком вооруженных сил США в Европе генерал Джон Креддок. Все это, безусловно, не очень пришлось по вкусу тегеранским властителям, что и выразил начальник штаба вооруженных сил ИРИ, но повлиять на решения Баку Тегеран не смог.
В июле в регион намерен совершить официальный визит президент Франции Николя Саркози. Азербайджан многое ждет от посреднических усилий Парижа. Совсем недавно с участием французской нефтяной компании «Тоталь» в Милли Меджлисе ратифицирован контракт на разработку перспективного морского месторождения «Абшерон». Это сигнал всем партнерам Азербайджана, что добрые услуги не останутся без ответной благодарности, но Баку не намерен молча сносить действия, в которых усматривает ущемление своих жизненных интересов.
Такое поведение азербайджанского руководства, возможно, стало неожиданным для великих и региональных держав, но с уверенностью, а порой и жесткой неуступчивостью Баку далее всем им придется считаться. Стало очевидно и то, что переформатирование сложившихся в регионе союзнических и партнерских отношений на сегодня нереалистично. Сближения Армении и Турции и одновременного дрейфа Азербайджана в сторону России так и не произошло. На Южном Кавказе все вернулось на круги своя.
Расим Мусабеков, политолог
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора