Армянский метод «национально-освободительного движения» в истории Кавказа /Часть VI/
Политика деятелей дашнакского правительства с помощью западных стран завоевать территории соседних государств в очередной раз не увенчалась успехом.
Американцы не оправдали надежд армян. Казалось, созданию «Великой Армении» грозит опасность, однако нет. 10 августа 1920 года в Севре был подписан договор между Великобританией, Францией, Италией и Японией (главные союзники державы), Арменией, Бельгией, Грецией, Геджасом (Саудовская Аравия), Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорватским Союзным государством и Чехословакией (которые вместе с главными державами составляют союзные державы) с одной стороны, и Турцией, с другой стороны.
В статье 89 подписанного договора говорилось: стороны соглашаются передать на третейское решение президента США вопросов установления турецко-армянской границы в вилайатах Эрзерумском, Трапезундском, Ванском и Битлиском, о демилитаризации оттоманской территории, прилегающей к этой границе, и о выходе Армении с Азербайджаном и Грузией должны быть установлены по взаимному соглашению заинтересованных стран. В случае отсутствия согласия стран относительно этих границ, окончательное решение о них принадлежит главным союзником.
Армения этим самым получала выход к морю, но только в Черное, территорию «стиснутой» Армении «великодушные» европейские дипломаты увеличили за счет исторических грузинских земель. Более того, страны Антанты отдали Армении Карскую область и вернули захваченные турками части Эриванской губернии. Дашнаки были довольны таким расширением своей страны, к тому же они ожидали от Антанты присоединения к Армении Карабаха, находящегося в пределах Азербайджана и т.н. «нейтральной зоны», образованной Англией в результате армяно-грузинской войны 1918 года.
Патриотически настроенные слои турецкого общества боролись против раздела Турции и за короткое время эта борьба приобрела общенациональный характер. Вскоре, в противовес ставшему марионеткой в руках оккупантов султанскому правительству, было образовано правительство ВНСТ (Великое национальное собрание Турции). ВНСТ провозглашало себя единственной законной властью, олицетворявшей волю турецкого народа. Новое правительство ставило задачу освобождения страны от оккупантов и образование суверенного, независимого национального государства на территории Восточной Фракии и Анатолии.
В сложной международной обстановке начало 20-х годов ХХ в. правительство Советской России не могло не пытаться использовать антибританскую и антифранцузскую позицию Турции в своих интересах.
Советская Россия признала ВНСТ и начала снабжать Турцию вооружением. Создавалась угроза планам Антанты, тем самым и расширению Армении. Положение резко обострилось. Советское правительство ошибочно считало, что турецкий лидер М. Кемаль намерен встать в авангард борьбы угнетенных народов Востока против мирового империализма. Поэтому интересы армян, так приблизившихся к заветной цели, были принесены в жертву. Большевики пренебрегали ими в надежде на мировую революцию и подъем национально-освободительной борьбы на Востоке, возглавить которую почему-то, по мнению кремлевских мечтателей, должна была Турция.
Столкнувшись с национально-освободительным движением в Турции, Англия решила использовать против кемалистских войск в первую очередь дашнакскую Армению. Правительство А. Огаджаняна, несмотря на позицию Советской России в отношении Турции, поддалось на провокацию Англии. Дашнаки, имея в руках клочок бумаги – Севрский договор, двинули свои войска на Турцию и захватили Олтиси. Неожиданное занятие Олтиси явилось вызовом Турции.
24 сентября 1920 года началась армяно-турецкая война. Турки требовали, чтобы дашнаки отказались от Севрского договора. Когда военные действия были уже начаты, турецкое командование предложило дашнакам начать переговоры и решить вопрос мирным путем. Однако дашнаки отвергли предложение турок. О. Качазнуни впоследствии писал: «Мы не боялись войны, так как были в полной уверенности, что победим. Мы имели армию, которая была хорошо вооружена английским оружием и хорошо одета… (мы) все были ослеплены Севрским договором».
После отказа правительства Армении от переговоров турецкие войска перешли в наступление, «хорошо вооруженная и одетая» армянская армия постоянно отступала, турки, заняв ряд армянских районов, приближались к границам Грузии. В этой обстановке правительство Грузии обратилось к руководству Армении с предложением временно ввести грузинские войска в «нейтральную зону» и тем самым освободить армянские части для борьбы с турецкой агрессией.
13 ноября 1920 г. в Тифлисе по вопросу о временном вводе грузинских войск в «нейтральную зону» между Грузией и Арменией был подписан договор (согласно которому грузинские войска вошли в нейтральную зону, а находившиеся там армянские подразделения были переброшены на армяно-турецкий фронт).
Таким образом, после заключения вышеприведенного соглашения, армянские части, находящиеся в «нейтральной зоне», были отправлены на фронт. Во второй половине ноября, в результате панического бегства армянских войск, Кара-Бекир паша победоносно вошел в г. Александрополь. Между тем турки продолжали свое наступление, страны Антанты к судьбе Армении проявляли безразличие. «Мы исчерпали все средства, - говорили они, сделали все возможное и невозможное, больше ничего сделать для бедных армян не можем». В такой сложной для республики обстановке 26 ноября 1920 года дашнаки подписали декларацию об отказе от Севрского договора, а значит и от определенных территорий.
Спустя некоторое время 29 ноября 1920 года Армения была провозглашена советской, хотя части Красной Армии вошли в Эривань 4 декабря. Безусловно, эта задержка сыграла роковую роль в дальнейшем. Дашнаки, уже будучи свергнутыми, 2 декабря 1920 г. подписали с кемалистской Турцией Александропольский мирный договор, согласно которому за Арменией оставалось территория лишь в 13 тыс. кв. км, т.е. район г. Эривань и оз. Севан; было оговорено вмешательство Турции во внутренние дела Армении и право ведения военных операций на ее территории.
Один из лидеров «дашнакцутюна» О. Качазнуни впоследствии скажет: «Наша партия сделала уже все, что должна была сделать и мы исчерпали все свои силы, очутились в тупике. И если бы большевики опоздали, мы должны были бы призвать их, ибо сами уже были бессильны, а в стране не было другой силы, могущей заменить нас в эти дни».
продолжение следует…
Ризван Гусейнов, Н.Г.