Партнерство партнерством, а табачок врозь
В системе энергобезопасности Евросоюза созревает очередной газовой кризис. Причем, не в такой отдаленной перспективе как 2020 год, о котором дотошные европейцы знают, похоже, все, а буквально в ближайшие 2-3 недели.
Все потому, что в Украине во весь свой рост встает проблема – чем оплачивать поставки российского природного газа для внутреннего потребления и закачки в подземные хранилища (ПХГ). Причем неплатежи по любому этих вариантов грозят «несанкционированным отбором» газа из транзитных экспортных трубопроводов, проходящих по территории Украины. Что не раз уже случалось.
Если на саммите глав государств и правительств Евросоюза председателем Еврокомиссии на очередной срок единогласно был переизбран Жозе Мануэль Баррозу, то проблемы Украины такого понимания не нашли. Более того, одно из первых заявлений главы еврокомиссии было о том, что финансовые проблемы Украины не являются ответственностью Евросоюза. Добавив, что денег у возглавляемой им организации для «восточных партнеров» нет. Таким образом, надежды президента Виктора Ющенко и премьер-министра правительства Украины Юлии Тимошенко на получение синдицированного кредита для оплаты газа, который необходимо закачивать в ПХГ до ноября месяца текущего года рухнули. На это понадобится около $5 млрд. Российская компания «Газпром», оплатив украинской стороне транзит до начала 2010 года стоимостью свыше $2 млрд., фактически прокредитовала НАК «Нафтагаз Украины», причем беспроцентно. Тем самым Россия в определенной степени дискредитировала политику Еврокомиссии, подписавшей с Украиной Брюссельскую декларацию о модернизации украинской газотранспортной сети (ГТС), а теперь отказывающейся поделить с «Газпромом» риски по финансированию непрогнозируемого партнера.
Оплату за потребленный газ Киев должен внести до 7 июля. Причем импорт газа Украиной может возрасти с 0,92 млрд. кубических метров в июне до 5 млрд. кубических метров в июле месяце. Такая разница обусловлена необходимостью закачки газа в ПХГ и таким обстоятельством, что в соответствии с временным лагом, цена 1 тыс. кубических метров газа с $ 271 во втором квартале упадет до $ 202 в третьем.
Для расчета за майские поставки газа Киев эмитировал гривен на общую сумму $ 3,8 млрд., а как будет в июле, пока неизвестно. По словам премьер-министра правительства России Владимира Путина, Украине, располагающей золотовалютными резервами в $ 27,8 млрд., совсем не обязательно прибегать к займам в расчетах за газ.
Вся проблема Украины заключается в том, что на балансе НАК «Нафтагаз Украины» не хватает ресурсов в национальной валюте, чтобы конвертировать их в иностранную валюту. Задолженность перед этой организацией составляет $ 3,4 млрд., из которых $ 1 млрд.- долги предприятий тепловой коммунальной энергетики. Другими словами, отопление населения субсидируется пустым госбюджетом, а поднять цены до сих пор не решалось ни одно правительство Украины. Тем более сейчас, в преддверии выборов президента и разгула кризиса, безработицы. Если к этому добавить низкий процент собираемости платы с населения и отсутствие денег у предприятий, то станет понятна причина нехватки у Украины собственных ресурсов для оплаты поставок газа.
Теперь президент Украины Виктор Ющенко говорит о необходимости пересмотра договора с «Газпромом» по транзиту газа, считая стоимость последнего заниженной. Таким образом он хочет «залатать» прорехи в оплате России. Бытует мнение, что стоимость транзита - главное «оружие» только Украины. Почему-то никто не берет в расчет, что доставка газа до Украины из Центральной Азии и месторождений Ямала – это многие тысячи километров трубопроводов по российской территории. Стоимость тарифа за транзит по ним также занижена по сравнению со среднеевропейскими и составляет $ 1,7 на каждые 100 км. Они также могут быть пересмотрены.
«Тарифная война» если разгорится, то она только на первый взгляд не затронет Азербайджан. Дело в том, что в переговорах с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) «Газпром» предлагает покупать газ по европейской формуле цены – «net back». Это означает среднеевропейская цена минус стоимость транспортировки. Удорожание тарифа за транзит будет означать удешевление цены экспортера, что не на руку Азербайджану. Равно как и центрально-азиатским производителям газа.
А выборы президента Украины будут проходить под присмотром «бдительного ока» «Газпрома».
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции. Редакция не несет ответственности за позицию автора