Над Каспием сгущаются тучи | 1news.az | Новости
Точка зрения

Над Каспием сгущаются тучи

12:19 - 28 / 07 / 2009
Над Каспием сгущаются тучи

Обращение в Международный cуд - не худший способ разрешения споров.

На прошлой неделе два события существенно обострили ситуацию вокруг размежевания интересов прибрежных государств на юге Каспия.

Вначале Иран объявил о завершении строительства первой морской платформы. Сразу же были сделаны предположения, что ее могут попытаться установить на азербайджанском месторождении «Алов» (иранцы именуют его «Алборз»), на которое ИРИ безосновательно претендует. Принимая во внимание, что между Баку и Тегераном ранее была достигнута джентльменская договоренность до окончательного раздела шельфа не проводить в этом секторе работы, любые односторонние действия могут стать весьма опасной провокацией.

Почти в это же время президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов поручил подготовить обращение в Международный арбитраж для разрешения спора с Азербайджаном по поводу принадлежности ряда морских месторождений, среди которых фигурировал не только «Кяпаз» (по туркменской версии «Сардар»), но и давно разрабатываемые нами «Азери» и «Чираг». Это оказалось неожиданно, так как накануне в Баку находились туркменские представители, которые обсуждали существующие проблемы, и подобная возможность их разрешения не поднималась и не оговаривалась.

Первая реакция в Баку оказалась недоуменная и отрицательная. Так, профессор Рустам Мамедов, являющийся экспертом в области международного морского права, отметил в этой связи: «Во времена Советского Союза преимущественное право на данные месторождения было за Азербайджаном. Непонятно, в какой суд, арбитраж Ашхабад надеется представить свою жалобу. Если это арбитраж ООН, то ни Азербайджан, ни Туркмения не признают решения этой структуры. В данном случае в силу вступает общий принцип права, то есть владеет тот, кто владел ранее». Известный экономист Инглаб Ахмедов отметил, что: «Если правительство Туркменистана подаст на Азербайджан в суд, никаких решений, которые могли бы ущемить права Азербайджана, не будет». По его словам, единственным отрицательным последствием может стать временное замораживание переговоров по сотрудничеству между странами - это и статус Каспия, и совместная разработка месторождений, транспортировка туркменских углеводородов и проект Nabucco. Примерно в таком же духе выдержаны другие комментарии в СМИ.

Официальная позиция не слишком отличается от вышеприведенных. Заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов, который представляет нас на переговорах по статусу Каспия, заявил: «Мы готовы защищать интересы Азербайджана всеми доступными средствами, в том числе и дипломатическими. Что касается судебных процедур, то в случае если возникнет такая необходимость, то мы готовы рассмотреть и их».

Очевидно, что двустороннее урегулирование Азербайджаном и Туркменистаном вопроса размежевания интересов на Каспии больше отвечало бы интересам сторон, существенно ускорило бы реализацию проектов по освоению спорных месторождений и реализацию взаимовыгодных проектов сотрудничества. Ведь это уже давно достигнуто между Азербайджаном и Россией, Россией и Казахстаном, Казахстаном и Азербайджаном и даже между самим Туркменистаном и Казахстаном. Однако, если в силу разных причин договоренность в двустороннем формате представляется для Ашхабада недостижимой и они предпочитают международный арбитраж, то я не вижу причин, по которой Баку должен возражать против этого.

Пока не ясно, в каком из гаагских международных арбитражных учреждений Ашхабад предлагает решить спор. Это может быть Постоянный арбитражный суд или же Международный суд ООН. Каждый из них в случае согласия сторон может принять дело к рассмотрению. Различие в том, что при обращении в Арбитражный суд сторонам предоставляется возможность выбрать арбитров и согласовать процедуры, а состав Международного суда и его статут утвержден и не зависит от желания сторон.

Примеров разрешения споров между государствами обеими учреждениями немало. Из недавних решений можно привести арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году. Или же решение, вынесенное Международным судом по разделу шельфа вокруг острова «Змеиный» между Украиной и Румынией в 2008 году.

Обращение в Международный арбитраж, так и Международный суд невозможно без согласия другой стороны, так как Туркменистан и Азербайджан (подобно многим другим странам) до настоящего времени не присоединились к конвенции «Об урегулировании международных споров мирными средствами». Поэтому, если Ашхабад действительно серьезно рассматривает международный арбитраж в качестве средства решения спора в отношении раздела Каспия, то ему следовало предложить Баку провести досудебные переговоры и достичь обоюдного согласия о передаче данного вопроса на рассмотрение Международного арбитража или суда.

Сомнения вызывает отсутствие правовой базы урегулирования данного спора. Ведь Каспий является уникальным водным бассейном, на который не распространяется международная конвенция по морскому праву. Однако Международный суд может разрешить дело ex aequo et bono, т.е. согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны с этим согласны. Помимо этого арбитраж или суд не может игнорировать существующие прецеденты о разделе шельфа на Каспии, которые уже достигнуты между РФ, Азербайджаном и Казахстаном. Правомочия Азербайджана на разрабатываемые месторождения «Азери-Чираг» также не подлежат сомнению хотя бы по праву открытия и владения. Так что опасаться международного арбитража или суда нам не стоит. При любом исходе этого рассмотрения как Азербайджан, так и Туркменистан больше выиграют от разрешения спора, чем бесконечно долго оставлять этот вопрос открытым, отравлять межгосударственные отношения, затруднять взаимовыгодное сотрудничество и, главное, позволяя третьим сторонам играть на существующих противоречиях.
В случае правового урегулирования в Международном арбитраже или суде спора между Азербайджаном и Туркменистаном появится некая прецедентно-правовая база и для ограничения не вписывающуюся в правовую логику претензий Ирана на 20 процентную долю Каспийского шельфа. Ведь эти претензии направлены не только на шельф, принадлежащий Азербайджану, но и на Туркменистан. Чем быстрей Баку и Ашхабад урегулируют разногласия и выступят вместе с РФ и Казахстаном с единой позицией, тем скорей удастся решить вопрос о статусе Каспия, тем более что очередной саммит глав государств по этой проблеме должен состояться в Баку.

Расим Мусабеков, политолог

Мнение автора может не совпадать с позиций редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
7477

Последние новости

Все новости

1news TV