Учиться жить заново – грузинские беженцы год спустя /ФОТО/
Война – это, с одной стороны, цифры и пламенные речи политиков, но, с другой, главной, тысячи людей, чья жизнь в одночасье кардинально изменилась, и далеко не в лучшую сторону.
И в эти дни, когда минует год с тех пор как «на холмах Грузии» начали вдруг взрываться бомбы и ездить танки, мы хотим рассказать немного о тех, кто больше всего пострадал от военных действий – беженцах и жителях приграничных сел, еще не совсем оправившихся, но уже начинающих жить заново хотя бы потому, что иного выхода все равно нет.
В конце июля по инициативе британской организации IWPR группа журналистов из разных стран, в том числе и Азербайджана, имела возможность посмотреть на жизнь беженцев Грузии своими глазами.
Сбежавшие в журавлиный край
«Церо» по-грузински означает «журавль». Хотя журавлей в Церовани мы не заметили. Единственное, что бросается в глаза, – стройные ряды одинаковых домиков под красной крышей, похожих на учеников младших классов гимназии, выстроившихся на утренней линейке. Это дома, построенные для беженцев из Ахалкети и окрестностей Цхинвали. В общей сложности – две с лишним тысячи построек. Люди поселены не абы как, а в соответствии с тем, как они проживали у себя на родине – по селам, чуть ли не по улицам… Это не только грузины, но и некоторые осетины, не захотевшие оставаться наедине с войной, пусть даже и на своей родине. У многих из них, к тому же, мужья или жены грузинской национальности.
Внушает невольное уважение то, как быстро были построены эти дома – всего через несколько месяцев после войны. Они небольшие, но вполне комфортно обустроены – с ванной, отоплением, даже спутниковыми антеннами… Перед каждым домиком – крохотный земельный участок, засеянный, преимущественно, кукурузой и подсолнечником. Впрочем, встречаются и другие, более неоднозначные растения… Так, например, в одном из таких дворов, мирно зеленели… кустики конопли. На наши недоуменные взгляды хозяйка – пожилая женщина с тяпкой в руках, объяснила, что из конопли они изготавливают масло, но все же попросила через переводчика «на всякий случай это лучше не снимать».
В это время ее сын, 27-летний Давид, сидя на пороге, жалуется на то, что здесь негде работать, а там, откуда их выгнала война, остались магазинчик и стабильный доход. Впрочем, некоторые из беженцев свой бизнес худо-бедно пытаются наладить и здесь – открывают ларьки, торгующие водой, сигаретами и прочей необходимой мелочью или же просто вывешивают на окно своего дома объявление о том, что продается водка, 4 лари литр… В переводе на манаты – около 2,5 AZN, недорого так.
Но исполнительные власти обещают, что скоро жители поселка будут обеспечены и более серьезной работой – идет строительство бумажно-целлулоидного завода на 70 рабочих мест, а также планируется открыть шоколадную фабрику и фабрику безалкогольных напитков. С сентября заработает школа...
Парадоксы Эргнети
Грузинское село Эргнети, расположенное почти на границе с Цхинвалом, выглядит несколько… парадоксально. Среди бурной растительности, среди деревьев, низко гнущих свои ветви под тяжестью плодов, среди всего великолепия летней природы, стоят разрушенные бомбежкой дома – без крыш, с выбитыми стеклами, с потемневшими стенами. Во время войны Эргнети досталось очень серьезно – разруха, урон хозяйству… Благо, человеческих жертв не было. Но жителям этих домов – год назад, по-видимому, крепких, больших и красивых – понадобится еще много времени, чтобы вернуться к нормальной жизни. А пока что семья одной из сельчанок, пенсионерки Анны, например, ютится впятером в одной комнате. Точнее, почти уже вшестером – невестка беременна, семья ждет пополнения. За грудным ребенком придется ухаживать в отсутствие воды и других элементарных условий.
По словам хозяйки, тех 15 тыс. долларов компенсации, которые они получили от государства, хватило только на то, чтобы погасить взятые еще до войны кредиты в банке и купить некоторые необходимые в быту вещи, которых они лишились в ходе военных событий.
Когда идешь меж домами, яблони и груши гостеприимно протягивают из-за заборов свои ветви, предлагая свои спелое угощение, вдоль дороги желтеет мелкая, но очень сладкая дикая слива… Но знающие люди тут же одергивают гостей, поддавшихся очарованию сельской природы – стоит быть поосторожнее и не сходить с уже нахоженной дороги, ведь нет никакой гарантии, что эти места полностью разминированы… Впрочем, гости все равно отваживаются сорвать яблочко или просто ветку, курят, сидя на обочине и расслабленно вслушиваются в благодатную полуденную тишину, с трудом веря, что среди такой идиллии может таиться какая-то опасность…
Но несмотря на разруху, большинство жителей Эргнети вернулись домой. Одной из самых юных жительниц села всего годик и родилась она ровно 7 августа 2008 года, о чем мама девочки охотно рассказывает всем интересующимся…
Нигяр Мусаева
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото