Хады Раджабли: «Необходимо ускорить агитацию о вредности табачных изделий»
Интервью 1news.az с председателем комитета Милли Меджлиса по социальной политике депутатом Хады Раджабли
- Уже не первый год некоторые депутаты предлагают принть закон, запрещающий курение в общественных местах. Некоторое время назад в ваш комитет был представлен законопроект, подготовленный депутатом Ганирой Пашаевой. Как идет работа в этом направлении?
- Действительно, в Милли мджлисе уже более 10 лет идут дискуссии на тему запрета курения в общественных местах. В этой области мы изучили опыт ряда зарубежных стран, вопрос отражен и в действующем законе «О табаке и табачных изделиях». Но практика показывает сложность реального применения данной нормы. Для подготовки общества необходимо длительное время. В Турции аналогичный закон был принят еще 10 лет назад, но он оказался неэффективным. У нас закон принят, но в Кодексе административных нарушений механизм взимания штрафов не предусмотрен. Ясно, что штраф за курение в общественных местах должен назначать суд, а взимание штрафа – дело полиции. Нет сомнения, что при этом неизбежно возникнут негативные явления, и поэтому вопрос пока находится на стадии обсуждения. С другой стороны, очень важно наладить самую активную агитацию о вреде курения. Необходимо выдвигать на первый план важность здорового образа жизни. Мне очень приятно, что сегодня сыновья в состоятельных семьях, как правило, не пьют и не курят. В свое время в США сигареты Philip Morris считались чуть ли не принадлежностью супермена, а попробуйте встретить их сегодня. Сегодня признаки супермена – занятия спортом. Не встретишь сегодня курящих и в западных кинофильмах. Поэтому я считаю, что упор следует делать как раз на пропаганду, а не административные запреты.
- Достаточна ли сегодня работа в этом направлении у нас?
- Нет. Не так давно я посмотрел документальный фильм об одном из наших видных писателей, и на всех кадрах он был с сигаретой в руке. Такие случаи встречаются сплошь и рядом. Ведь речь идет о людях известных, с которых берут пример. Им надлежит проявлять особую щепетильность в поведении, в манерах и привычках. К примеру, недавно показали передачу обо мне, и там был сюжет о турнике, которым пользуюсь я и члены семьи. После передачи один мой знакомый, человек очень уважаемый, позвонил и высказал неудовлетворение в связи с включением турника в передачу. Отсюда можно видеть, сколь трудно внушить людям тягу к здоровому образу жизни. Поэтому необходима кропотливая, систематическая агитационная работа, нужно привлечь к ней представителей интеллигенции.
- А что еще нужно для ускорения этой агитационной работы?
- Думаю, что важнейшим средством этой просветительской работы должны быть печатные и электронные СМИ. Агитация и просветительская работа должны проводиться на достаточно высоком профессиональном уровне, убедительно. Должен сказать, что имеются документы Кабинета министров о запрете курения в общественных местах. Есть приказы отдельных министерств, и школьные директора уполномочены принимать меры в этом русле. Одним словом, необходимо найти наиболее эффективную форму пропагандистской работы.
- Будет ли принят отдельный закон о запрете курения в общественных местах, или же внесены изменения в действующий закон «О табаке и табачных изделиях» и в Кодекс административных нарушений?
- Я продолжаю считать, что целесообразнее второй путь. В то же время настаиваю, что одними административными, запретительными мерами эту проблему решить невозможно. Я преподаю в Академии государственного управления при президенте республики и стараюсь внушать студенткам-девушкам, что они должны в первую очередь готовиться стать супругами и матерями, а потом уже хорошими специалистами. Вот подобные методы также могут очень пригодиться для распространения убежденности о вреде курения. Каждый преподаватель, войдя в класс или аудиторию, должен уделить несколько минут разъяснению вреда курения. Более того, он своим примером должен внушать молодежи отвращение к курению. Тогда и надобности в запретах не останется.
Кямиль Хамзаоглу
3170