PR в нашей жизни: Имя - ничто, имидж – все!
Рубрику «Пиар в нашей жизни» ведет кандидат филологических наук, председатель НПО PR P(П)омощь Rазвитию Public Relations - Шелале Гасанова
История человечества – это история политического имиджа. Имиджи бывают ложными, если «раскручиваемая» характеристика придумывается для конкретного лица и не свойственна его натуре, и правдивыми,если желаемые качества ему действительно присущи. Имидж (image) - в дословном переводе с английского - образ. Говоря об имидже в широком смысле, прежде всего имеют в виду внешний вид человека, организации, товара, в котором проявляется то или иное содержание. Американские политтехнологи определяют «имидж» как «сильное впечатление, которое возникает в умах людей, когда они думают о конкретном политике». Российские психологи в общих чертах трактуют это понятие как «специально сконструированный психический образ, создаваемый с вполне определенными целями». Теоретики политического пиар отмечают, что избиратель голосует не за человека, а за образ этого человека, политический рынок - это не рынок товаров, а «рынок образов».
В научной литературе о PR выделено несколько общих требований при создании позитивного политического имиджа: целенаправленное формирование его под конкретную задачу, владение многими ценимыми в народе качествами, наделенность чертами победителя, присутствие черт отца, стереотипная многоплановость имиджа, открытость и видимая доступность, эффективные коммуникации, окружение, соответствие доминирующим социальным ожиданиям масс.
Нам посчастливилось быть современниками выдающегося государственного деятеля Гейдара Алиева, который наряду со множеством других талантов виртуозно владел мастерством политического имиджмейкерства. Эффектные и неординарные личностные качества (генеральская выправка, поставленный голос и чеканная дикция, пронзительный взгляд, радушные шутки, глубокомысленные фразы), эмоциональная насыщенность поступков (стальная воля к победе, титаническая работоспособность, яркая харизма), сбалансированная амбивалентность в неординарных ситуациях - все это стало неотъемлемой частью его имиджа и сложилось в образ Отца, защитника народа, мастера власти, кормчего, общенационального лидера, вождя. Именно он в 1969 году первым в СССР показал новый стиль руководства своими хождениями в народ. Знаменитые ельциновские хождения в массы были значительно позже.
За свою жизнь Гейдар Алиев сумел вписаться в разные эпохи, и во все времена не менял главных составляющих своего имиджа. Он всегда был стильным, светским и при этом олицетворением власти, порядка и стабильности. Суровые черты прекрасно гармонировали с его внутренней эстетикой. Гейдар Алиев был первым руководителем советской системы, который ввел моду на рубашки с выглядывающими манжетами. До него со времен Хрущева политическая элита СССР носила пиджаки, рукава которых доставали до пальцев. Он заставил их быть модными, чтобы визуально соответствовать высоким стандартам. Политический имидж Гейдара Алиева был четко и филигранно выстроен им самим по всем вышеназванным канонам имиджиологии. Это тот редкий случай в истории, когда имидж лидера соответствует его подлинному характеру.
Большинство же правителей, героев, полководцев, общественных деятелей вошли в историю с имиджевым обликом, весьма далеким от подлинной сущности носителя образа. Например, только в начале ХХI века были обнародованы многие тайные истории конструирования знаменитых имиджей. Нам стало известно, что Владимир Ленин - это имидж, созданный трудом и яркой изобретательностью А. Парвуса, В.Бонч-Бруевича и А.Луначарского и др. По сути, русскую революцию делали Лев Троцкий и видный деятель европейской социал-демократии, специалист по экспорту революций, авантюрист Александр Парвус, которые в 1917 году организовали выход масс на улицы Петрограда и вычислили «королевский час» революции.
В.Ульянов, как утверждают современные документалисты, был настолько далек от ситуации в России, что о февральской революции он узнал от Ю.Мартова. Тем не менее А.Парвус сделал ставку на него, ибо В.Ульянов умел использовать европейские лозунги на российской почве и шире смотреть на вещи. В.Бонч-Бруевич, близкий друг, секретарь и первый имиджмейкер вождя революции, настоял на том, чтобы Владимир Ильич сменил любимый котелок интеллигентика на рабочую кепку, а нарком СССР А.Луначарский кабаллистически рассчитал для него подходящий псевдоним - Ленин. Образ другого вождя - Иосифа Сталина – от начала до конца выстроил его товарищ по тюремным нарам, а впоследствии генеральный прокурор и министр иностранных дел СССР А.Вышинский.
Благо, стараниями историка и драматурга Э. Радзинского мир узнал правду и о русских царях. Как оказалось, Павел I и Александр II были не спесивыми самодурами и инфантильными глупцами, а довольно прогрессивными реформаторами своего времени. Именно Александр II начал первую российскую перестройку, именно он задолго до М.Горбачева ввел в общественную лексику слово «гласность», но после его смерти Александру III и его окружению понадобилось повернуть страну вспять, и они создали миф о покойном царе как о глупом старике с трясущимися руками. Этот миф быстро нашел сваю нишу в общественном сознании и предал забвению все заслуги Александра II как глашатая гласности. Его проблема была в том, что государь не общался с передовыми умами своего времени. В итоге после его смерти в обществе не нашлось прогрессивных и интеллектуальных сил, способных развенчать ложные домыслы злоумышленников.
Другие исторические лица были более прагматичными и дальновидными. Юлий Цезарь, Наполеон, Петр Первый точно знали, какой из своих обликов следует канонизировать, работали над своим имиджем. Их усилия оказались плодотворными. Во все времена они почитаются как сильные лидеры, самодостаточные и яркие персоны. Сознательно или интуитивно, они успешно использовали ряд вышеназванных требований в построении имиджа, понимая, что для образа победителя недостаточно одного только упоминания их достижений. В частности, Юлий Цезарь, жертвуя собой, применил прием мифологизации и загадочности для увековечивания собственной персоны. В науке упрочилось мнение ряда исследователей о том, что стареющий римский император самолично инсценировал акт своей гибели, продумал даже запоминающиеся знаковые символы, как люди в белых тогах, фразу «и ты, Брут», с единственной целью остаться в памяти потомков не старым больным эпилептиком, а трагически погибшим победителем.
Думается, доминирующей технологией в построении политического имиджа Петра Первого был прием наделенности «чертами отца», необходимость которого диктовалась особым обстоятельством - юным возрастом правителя. Цель была в том, чтобы заставить искушенных и хитроумных бояр безоговорочно признать молодого царя как отца нации. Хорошо продуманной PR-акцией был введенный юным Петром Первым ритуал сбривания боярских бород. Продумав все манипулятивные и эмоциональные стороны этого рискованного и неординарного процесса, великий государь начал стричь бороды высших сановников империи как бы невзначай, веселясь на ассамблее генералиссимуса А.Шеина в сентябре 1798 года. Удачно выбранные время и обстановка снимали напряжение с этой оскорбительной по сути процедуры. Правильно была выбрана и первая жертва – глава Преображенского приказа, который ведал борьбой с вольнодумством. Такой выбор придал этому действу политическое значение. Добровольно подставляя лицо под царские ножницы, бояре тем самым присягали на верность молодому царю.
Таких примеров в истории всех времен и народов великое множество. Все они доказывают, что поддержание хорошего имиджа требует постоянной работы, поиска и применения эффективных пиар-технологий.
Шелале Гасанова
9173