Рена Юзбаши: «Я не считаю, что люди стали читать меньше, это стереотип, порой неоправданный»
Интервью 1news.az с писательницей, автором романов «From: Воробушек With Love» и «Целая вечность в аду и на минуту больше» Реной Юзбаши
- Рена ханум, согласны ли вы с тем, что современная молодежь не читает?
- Могу сказать о тех молодых людях, что окружают меня: они читают. Читают довольно много и литературу гораздо более изысканную, нежели ту, что была доступна нам еще лет пятнадцать назад.
Честно говоря, я не считаю, что стали читать меньше, это стереотип, порой неоправданный. Просто появилось больше источников информации, появился Интернет, поэтому меньше читают книгу в ее классическом варианте, тем не менее, молодежь хорошо образована, начитана. Может, просто перестали читать Драйзера и стали читать Кинга, но фраза, что у каждого времени свои герои, применима и к писателям. Ничего страшного тут нет. Просто хочется, чтобы чтение носило более массовый характер, но для этого надо много работать обществу в целом. Хотя ни в одной стране мира чтение серьезной литературы никогда не носило массового характера.
Помните, еще Некрасов говорил:
«Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет»
- Что вы думаете об азербайджанской литературе? Отражаются ли в произведениях авторов злободневные проблемы сегодняшнего времени?
- Я чувствую себя частью азербайджанской литературы, поэтому сложно оценивать то, к чему имеешь непосредственное отношение, но я попытаюсь. В любом случае, это будет субъективная точка зрения. Мне кажется, что нам повезло больше, чем кому бы то ни было – мы живем в то время, когда произведения пишут и издают люди, ставшие классиками при жизни, но и новые имена появляются. Время все расставит по своим местам, но мне кажется, что наша литература переживает очень интересный период. Мы можем писать обо всем, что нас волнует, мы можем издавать или вывешивать свои литературные опыты в Интернете.
А насчет злободневности... Настоящая литература всегда злободневна, всегда отвечает на вызовы дня сегодняшнего. Если это не так, если обходить или сглаживать острые моменты, если книга не ставит целью заставить думать своего читателя, то это уже «чтиво». А «чтиво» может быть интересно только в течение часа и только если хочешь расслабиться.
- Как вы оцениваете деятельность Союза писателей?
- Не мне оценивать деятельность людей намного старше меня и добившихся гораздо большего, чем я, но попытаюсь поделиться своими взглядами. Очень интересная конференция была проведена в декабре прошлого года и называлась «Слово без границ», куда приехали писатели со всего мира, представители издательств, была возможность пообщаться с интересными людьми, все это стало возможным благодаря Союзу.
Насколько я знаю, Союз писателей помог в организации встреч в регионах по поводу Национальной книжной премии.
Выпускается журнал при поддержке Союза. Лично мне очень помог секретарь Союза Чингиз Абдуллаев: и рецензиями, при его поддержке я вышла на издательство «Эксмо».
- Как вы считаете, насколько важно проведение таких мероприятий, как Национальная книжная премия?
- Книжная премия – это дело важное и нужное. Все, что привлекает внимание к книге, очень важно. И в первую очередь важно привлечь внимание читателей к новым книгам. Я могу просто сказать огромное спасибо всем, кто вовлечен в организационный комитет Премии, у них много головной боли, я бы никогда не взялась за такое сложное дело, так что организаторы, и эксперты, и члены жюри – просто герои.
Мне очень льстит то, что мое произведение вошло в Лонг-лист Премии, это уже большое достижение для меня, тем более я оказалась единственной женщиной в нем. То, что мое имя прозвучало наряду с таким именем, как Мовлуд Сулейманлы, уже внушает мне уверенность в том, что я пишу не так плохо.
Одним словом, для меня Книжная премия – это возможность стать ближе к азербайджанскому читателю.
- Какое литературное течение вам импонирует?
- Мне наиболее близко творчество представителей акмеизма, реализма. Но, в принципе, сейчас литература такая разноплановая, ее так трудно уместить в рамки одного течения, да и вешать ярлыки - дело неблагодарное.
- Кто из современных авторов вам близок?
- Наверное, самым любимым можно назвать Михаила Булгакова, он бессмертен, Пэлема Вудхауза люблю, Аверченко. Из современников могу назвать Чингиза Абдуллаева, Рустама Ибрагимбекова, Эльчина, Стивена Кинга, Умберто Эко, Юрия Полякова. Наверняка кого-то забыла, но навскидку трудно перечислить.
Поэзию люблю куда больше прозы, поэты мне кажутся волшебниками слова: начиная поэмами Низами, сонетами Шекспира и заканчивая стихами Веры Павловой и Веры Полозковой. А серебряный век поэзии занимает совершенно особое место в мировой культуре.
- Какое произведение читали в последний раз?
- Прочла Ромен Гари «Пляска Чингиз Хаима», потрясающий роман и становится жутко от мысли, куда же идет человечество. Сейчас читаю «Скорбь Сатаны» Стокера и тоже заставляет задуматься.
- Готовится к выходу ваша новая книга «Скинхед». Что вы хотели сказать этой книгой?
- То, что ксенофобия – это страшно, что в век глобализации делиться по национальному признаку – неблагодарное дело, тем более в таком мегаполисе как Москва, о том, что легче всего в своих проблемах обвинить чужого. А если говорить о сюжете «Скинхеда», то книга об Артеме, хорошем и неглупом парне, который оказался никому не нужен, кроме организации скинхедов.
- И напоследок, несколько слов о себе и планах на будущее?
- Сложнее всего рассказывать о себе… У меня нет ни одной книги о себе. Если в двух словах, то самый обычный человек, получивший неплохое образование сначала в Азербайджане, потом в Европе, работала в международных организациях, пока не поняла, что писать книги – это то, что у меня получается лучше всего.
Сейчас хочется закончить новый роман, который начала писать еще в прошлом году. Пока сама не знаю, как же все сложится у моих героев, и очень переживаю за них. Это только кажется, что автор пишет книгу, на самом деле, повествование само по себе пишется.
Кроме книг есть еще преподавание, и это тоже своего вида творчество, но это то, чем я только начинаю заниматься, читаю лекции в БГУ на факультете международных отношений, студенты у меня замечательные, огромный заряд энергии получаю!
Пробую себя в журналистике, хочу состояться как хороший интервьюер. К сожалению, совсем не остается времени на публицистику, к тому же она совершенно не востребована сегодня.
Р. Ашрафли
5495