«Призрак» Ибрагимбекова глазами бакинского зрителя
Второго августа во Дворце Гейдара Алиева премьерным показом фильма всемирного прославленного писателя, кинодраматурга и режиссера Рустама Ибрагимбекова «Глазами призрака», в создании которого принимал участие интернациональный состав кинематографистов, был отмечен национальный праздник «День азербайджанского кино».
Сразу скажем, что слово «призрак» в названии фильма использовано как некий клинический термин, характеризующий психологических неудачников - мужчин, подсознательно избегающих серьезных отношений с женщинами, тех, для кого необходимость принимать решение о создании семьи ассоциируется с утратой… свободы.
Такой персонаж нужен драматургу явно по «сюжетным соображениям», однако зрителям совсем не безразлично, что увидели глаза этого «призрака», если уж его впечатления становятся не просто некой характеристикой нашей действительности, но и предназначены для публичного показа…
Около года назад, представляя бакинским журналистам на специально проведенной пресс-конференции работающего с ним в этом проекте выдающегося французского режиссера и актера, руководителя знаменитого марсельского театра «Турски» Ришара Мартена, Рустам Ибрагимбеков рассказал, что замысел новой картины вынашивал несколько лет. До тех пор, пока сложились сюжет, тема, логика, ощущение атмосферы времени, личное отношение к ней и еще многое из того, что накипело, что может и должен сказать вслух человек, мнением которого дорожит просвещенное человечество.
И вот проект завершен, а соотечественники Рустама Ибрагимбекова, в праздничном ожидании заполнившие лучший зал Азербайджана - Дворец Гейдара Алиева», получили счастливую возможность не просто увидеть - прочувствовать, как уважаемый мастер, к мнению которого привыкли прислушиваться миллионы читателей и зрителей, в художественной форме высветил реалии жизни. Как отразил процессы, происходящие по незримой линии Восток – Запад, чтобы показать на конкретном, подчас житейском примере добрые перемены, а также пороки общества и глобальные явления, о которых просто нельзя молчать…
Естественно, никто не рассказывал собравшимся в зале сюжет представляемого фильма, но было ясно, что его отправной точкой стали события 1990 года. Конкретно те, когда именно Рустам Ибрагимбеков и наш соотечественник - представитель СССР в ЮНЕСКО Рамиз Абуталыбов с большим риском привезли в изолированный от мира Азербайджан съемочную группу французских журналистов, в условиях информационной блокады сделавших все, чтобы правду о событиях в Баку узнал мир.
То было проявление великой боли и великой смелости писателя-патриота, готового к жестокому наказанию. Слава Богу, руководители тогдашних спецслужб, начавшие понимать суть происходивших событий и их значимость для родины, боровшейся за независимость, лишь пожурили писателя за «дерзкую выходку». И сегодня он, как мы видим, нашел форму, в которой можно рассказать о том, что последовало за теми трагическими акциями, что принесли последующие годы в жизнь его народа.
Опыт подсказывает маститому кинематографисту, что нет нужды раскручивать подробности политических реалий – о позитивных переменах в сфере культурного общения красноречиво говорят акты активного сотрудничества народов мира, принявшие формы международных форумов, фестивалей, гастролей, встреч. Он продолжает вести свое повествование о глобальном на конкретных примерах, показывая судьбоносные события так, чтобы оценить добрые перемены и пробудить желание искать ответы на поставленные жизнью вопросы…
«Чтобы узнать состав воды в океане, достаточно исследовать под микроскопом несколько капель»,- говорит Рустам муаллим, и как с этим не согласиться…
Известно, что созданный Ибрагимбековым театр «Ибрус» регулярно гастролирует в Марселе, сам Рустам с глубоким уважением сотрудничает с руководителем прославленного театра «Турски» Ришаром Мартеном. В его театре "Турски" в Марселе «Ибрус» более 10 лет проводит фестиваль фильмов СНГ и Балтии. Порадовало и известие о том, что французский мастер посчитал за честь сыграть главную роль в фильме азербайджанского коллеги, задавшегося целью воздать должное подвигу жертв тех событий сегодня, спустя почти 20 лет. И еще рассказать о переменах, причем легко, подчас весело, хотя и не без философского подтекста…
«Мой герой – актер, - рассказал Рустам муаллим.- Он из группы французов, приезжавших в Баку в январе 1990 года, чтобы поддержать молодое независимое государство. Здесь влюбился в актрису, которая младше него на 20 лет, но влюбленность у него затянулась - так бывает с людьми, не решающимися расстаться с холостяцкой жизнью. Ну, с такими, каких в психиатрии принято называть призраками…
Ришар Мартен - импульсивный организатор гастролей интересных театров из разных стран, человек, имеющий гражданскую позицию, да еще выдающийся актер, вот я и полностью переписал уже готовый к тому времени сценарий под его характер.
Чтобы показать его в профессии, мы цитируем в фильме его выступление на театре. Специально для фильма Ришар Мартен 21 июля 2009 года сыграл в театре «Черный дуб» в Марселе сцену из спектакля «Бунт сумасшедших», и, заснятая на кинопленку, в нашем фильме она служит эмоциональной информацией о герое картины…».
Сегодня, когда довелось увидеть на экране то, о чем рассказывал Рустам муаллим на пресс-конференции об исполнителе главной роли, конечно же, многое встало, как говорится, «на свои места».
Но зритель ждал большего – развития сюжета на местном материале, о том, что и в самом деле увидел человек-призрак в Баку спустя 20 лет, а этот материал - как бы это сказать помягче – в человеческом плане по мере просмотра не оправдывал ожидания.
С одной стороны, перемены последнего двадцатилетия не могут оставить равнодушным режиссера, любящего, по его признанию, работать на стыке документального и художественного кино, а, с другой, - налицо наша извечная привычка все хорошие перемены воспринимать как должное. Вот и получается, что достойными восхищения переменами в облике
Баку, на наших глазах превращающегося в супер-столицу мирового уровня, великолепными коттеджами Абшерона, неузнаваемо изменившимися интерьерами офисов и квартир, достатку, обилию автомашин и манере одеваться, которые составляют видеоряд картины, сегодня никого не удивишь. Тем более, приехавшего в гости француза. Все это уже вошло в наш быт и наши представления о сегодняшнем качестве жизни. Значит, остается говорить о нравственном облике наших сограждан, о том, что принесло время в их внутренний мир и как они справляются ныне, в новых условиях с извечными проблемами, сопутствующими человеческому существованию - художественное кино, верится, для того и существует…
И потому речь следует вести о том, как это в данном случае сделано режиссером и актерами…
Помнится, на пресс-конференции Ришар Мартен сказал, что с Рустамом работать легко потому, что он предоставляет актеру свободу, что они сердцем понимают друг друга. А на вопрос «Легко или трудно работать с актером такого класса?» Рустам муаллим ответил:
«Ришар Мартен из тех актеров, с которыми почти не надо работать: прочел сценарий, понял образ, и все. Я только развожу мизансцены. Он требует от меня указаний, а я уклоняюсь. Говорю: играй как считаешь нужным. Он просит: скажи, что я здесь чувствую, а я ему – играй что хочешь. Он актер-автор, актер высшего уровня, творец своей роли. Своими указаниями я могу упростить героя, сделать его менее объемным. Он может сделать точнее то, что мне нужно, но с меньшими подробностями. А он несет свой характер…»
Теперь понимаю: масштаб героя, профессионализм и обаяние актера – конечно же, большая удача автора фильма. Однако публике интересно, что увидел приехавший в Баку через 20 лет француз, а вот тут ее ждет самое серьезное разочарование – киношное, естественно. И, думается, происходит это потому, что предоставленные сами себе актеры иного масштаба и другой «сценарной значимости» тоже получили свободу самовыражения, на которую вряд ли имели право в рамках «организованного» мастером произведения.
Практически они – а участвуют в фильме, кроме Ришара Мартена, болгарский актер Георгий Бранев, актер Московского театра на Таганке Тимур Бадалбейли, народная артистка Азербайджана Шукюфа Юсупова, заслуженная артистка Малек Аббасзаде, Гюльзар Курбанова и другие - не знают границ этой свободы и даже того, кто они по фильму, что им чувствовать, думать, играть и вообще делать.
Можно допустить, что это оправданный и правомерный художественный ход, если б при его использовании не оказались предоставленными сам себе зрители – их здесь не ведет ни сюжетная линия, ни режиссерская логика, ни нравственная позиция творческой группы. Иначе откуда такое зрительское непонимание и даже неприятие? Откуда обличения в виде извечных доморощенных упреков в плохом отношении к азербайджанской женщине и тому подобные с позволения сказать «критические замечания» прессы? Не умеют смотреть? Не годится зритель? Отсутствует профессиональная критика? Но ведь и нет дыма без огня…
Те, кого волнует образ достойной азербайджанской женщины, могут получить наслаждение именно при просмотре фильма «Глазами призрака», где потрясающе выписана героиня по имени Рена в исполнении Фатимы Ибрагимбековой, по совместительству – дочери хозяина съемочной площадки. Этот выбор – не просто точное попадание. Это совпадение внутреннего состояния непрофессиональной актрисы с внешним и внутренним обликом героини, которую ей предстоит – нет, не сыграть – воплотить на экране.
Средоточие современной восточной женщины, на генетическом уровне унаследовавшей черты азербайджанки – мудрой, сдержанной, жертвенной, Фатима - тот центр, вокруг которого – если честно - выстраивается фильм. И совсем не маловажно, что ей довелось стать антиподом главной героини, на которую ныне вешают, как говорится, всех собак. Что-то есть, что-то проглядывает, но как, оказывается, трудно, расставив все поначалу, привести задумки к общему знаменателю – не обязательно положительному, но провоцирующему мысль…
При том, что сегодня никого не удивишь женскими изменами да еще в фильме, наверняка предназначенном для показа на интернациональном пространстве как минимум европейского кино, героиня фильма Тамилла – совсем не обязательно из тех, кто порочит нацию. Не виновата она и в том, что лишенная характера и умения ориентироваться в жизни просто испытывает неопределенность. Жаль, потому что у автора фильма были все возможности проработать этот образ, не изменяя правде жизни, в том числе и с учетом национальных чувств нашей публики.
Не думается, что они ему безразличны, тем более, что речь идет не просто о фильме, а об одном из произведений азербайджанского кинематографа. Но все получилось как получилось: красивое лицо артистки Малек Аббасзаде и ничего более – ни в тексте, ни в пластике, ни за душой. Никакая. А ведь главная!
На церемонии открытия праздника «День азербайджанского кино» Малек ханум сказала, что ей было комфортно и легко работать со съемочной группой - оно и видно…
Накануне премьеры Рустам Ибрагимбеков сказал, что «Глазами призрака» - лирическая картина о любви, не ставящая какие-то острые социальные проблемы. Что это психологическая драма, связанная с особенностями взаимоотношений людей Востока и Запада, где смешалось несколько личных историй и присутствует целый клубок скрытых и явных мотивов, которые руководят героями фильма. Возможно… Ему видней…
Галина МИКЕЛАДЗЕ