Фикрет Садыхов: «Мы должны сделать 2011 год определяющим в окончательном решении Нагорно-Карабахской проблемы»
Интервью 1news.az с азербайджанским политологом, профессором Западного Университета (Баку) Фикретом Садыховым
- Как вы охарактеризовали бы 2010 год в плане урегулирования армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта?
- В принципе, будем откровенны, радикальных изменений в решении конфликта не произошло. Важным для Азербайджана стало одно обстоятельство, это то, что эйфории армянских политических сил и Армении по поводу придания Нагорному Карабаху статуса независимого государственного образования и по поводу того, что этот вопрос будет решен в пользу Армении, пришел конец.
Еще один момент: на сегодня не существует ни одной международной организации, государства, которое бы не признавало территориальной целостности Азербайджана. Этот принцип - достаточно серьезный успех азербайджанской дипломатии.
Это полное развенчание всех иллюзий Армении и ее далеко идущих планов, потому что мировое сообщество однозначно дало понять, что, по сути, оно не собирается признавать Нагорный Карабах как независимое государственное образование и окончательно поддерживает территориальную целостность Азербайджана.
Подтверждением этому является и Лиссабонский саммит НАТО, и Астанинский саммит ОБСЕ. И, наконец, в Армении хорошо поняли, что Азербайджан впустую сотрясать воздух не собирается, его намерения конкретны, реальны и обоснованны.
Азербайджан стал лидером региона, оборонный потенциал увеличился, экономика развивается, Азербайджан участвует практически во всех европейских энергетических проектах и это дает серьезное основание для того, чтобы в конечном итоге решить эту проблему раз и навсегда, это главный итог 2010 года.
- Какие ожидания на 2011 год?
- На мой взгляд, 2011 год должен стать определяющим. Мы сделали все необходимое на дипломатическом поприще, привлекли внимание мирового сообщества, международных организаций, ведущих держав, и я думаю, что все это дает нам основание считать, что год должен стать определяющим в плане освобождения территорий.
Мы достаточно сильны. Сейчас фактически кроме ведущих государств, которые занимаются урегулированием проблемы, мы ищем новых партнеров, и находим их - это региональные государства, это соседние страны, это страны, которые поддерживают нас и вовлечены во многие серьезные крупные глобальные проекты с участием Азербайджана.
Исходя из того, что имеется наличие партнерских союзнических отношений, исходя из нашего огромного экономического потенциала, мы должны сделать 2011 год определяющим в окончательном решении Карабахской проблемы.
- Насколько реально вовлечение ЕС в урегулирование армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта в 2011 году?
- Я, честно говоря, не рассматривал бы ЕС в качестве мощного объединения, которое было бы вовлечено в решение этой проблемы, потому, что ЕС является организацией, объединяющей государства с совершенно иными приоритетами.
На сегодняшний день ЕС заинтересован в сохранении стабильности в регионе и, естественно, в развитии взаимоотношений с Азербайджаном.
Партнерские взаимоотношения у нас существуют, они развиваются, но ЕС, к сожалению, пока слишком пассивен в решении этой очень сложной и актуальной для нас проблемы.
Если мы говорим о ЕС, то имеем в виду два-три ведущих государства - это Германия, Франция, но мы пока активности со стороны этих ведущих государств в решении конфликта не видим.
Я думаю, что эти страны не до конца осознали опасность возможного возникновения нестабильности в регионе Южного Кавказа и тех угроз, которые существуют для их энергетической безопасности.
В 2011 году нужно будет активно и серьезно поработать с тем, чтобы ЕС до конца осознал степень вовлеченности во все эти проблемы, и степень тех угроз, которые может представлять для них возможная дестабилизация в регионе Южного Кавказа, исходящая от Армении, на протяжении многих лет игнорирующей нормы и принципы международного права.
-Насколько реально открытие армяно-турецкой границы в 2011 году?
- Армяно-турецкая граница, как показали события 2010 года, не имеет в ближайшее время перспектив открытия, но, в то же время, мы не должны обольщаться, не должны успокаиваться и думать, что эти вопросы будут автоматически решены.
Несомненно, в Турции существуют достаточно влиятельные силы, которые хотели бы открытия этой границы. Они занимаются активной лоббистской деятельностью, и они заинтересованы в этом. Но здесь вопрос в том, что официальная Анкара должна понимать, что открытие границы с Арменией без каких-либо предварительных условий, прежде всего, нанесет удао по интересам Турции, потому что Армения сохраняет свои претензии территориального характера, в том числе и к Турции. Армения также будет проталкивать события 1915 года в качестве «геноцида» во всех оставшихся европейских странах.
Плюс ко всему - позиция Азербайджана. Именно благодаря твердой политической воле руководства Азербайджана и дипломатической гибкости, граница так и не была открыта. Этот вопрос остается открытым и в 2011 году, и здесь, конечно же, многое будет зависеть от нашей дипломатической активности. Наша твердость, наши намерения не должны этому дать свершиться.
Эльшан Рустамов