Арье Гут: «Лицемерие Саргсяна не знает границ» | 1news.az | Новости
Интервью

Арье Гут: «Лицемерие Саргсяна не знает границ»

10:12 - 07 / 12 / 2011
Арье Гут: «Лицемерие Саргсяна не знает границ»

Интервью 1news.az с израильским экспертом и аналитиком в области международных отношений Арье Гутом.

- Как вы считаете, почему представители армянской общины Нагорного Карабаха не прибыли в Германию в конце ноября на встречу с представителями азербайджанской общины?

- Скажу, что было бы хорошо, чтобы стороны использовали все способы, потому что нагорно-карабахский конфликт является не только территориальным вопросом, не только вопросом оккупации Арменией территории Азербайджана, но и одновременно  затрагивает ежедневные проблемы проживающих на этой территории людей, отношения проживающих там общин, проблему исторических и культурных памятников на этой территории. Любые встречи подобного рода можно приветствовать, однако важно, чтобы они привели к позитиву, а не стали предметом взаимоисключающих оценок, дипломатической перепалки и не стали поводом к очередной «войне терминов».

Совершенно понятно, что представители армянской общины находятся под политическим, военным и моральным прессом  режима Саргсяна. Я не сомневался, что встреча не состоится, потому что если бы произошла встреча азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха, то для Армении это бы означало крах своей же собственной пропаганды, своей бездарной и недалекой политики, которую они вели до сих пор. Несомненно, эта встреча двух общин пошла бы на пользу урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Статус Нагорного Карабаха должны определить именно азербайджанцы и армяне, которые жили в Нагорном Карабахе, а не террористский и сепаратистский режим в Нагорном Карабахе, который поддерживает сегодняшний правящий режим Саргсяна.

- На встрече с духовными лидерами Азербайджана, России и Армении президент Армении Серж Сергсян заявил о том, что Армения заботится об исламских памятниках архитектуры. Прекрасно зная Саргсяна, можно ли ему верить? 

- Конечно, лицемерию Саркисяна нет границ. Не зря говорят, что честность в политике есть результат силы, лицемерие — результат слабости. Саргсян пытается выглядеть конструктивным и толерантным, несмотря и вопреки тому факту, что Арменией за эти годы были уничтожены мусульманские религиозные и культурные памятники на оккупированных территориях Азербайджана. О какой заботе об исламских памятниках можно говорить, когда были уничтожены практически все мечети и исламские памятники в Агдаме, Физули, Губадлы, Лачине, Кяльбаджаре, Шуше, Зангелане?! Воспитанные с детства в шовинистической ненависти к представителям того народа, который приютил их у себя, армянские националисты, показав свое истинное лицо, обрушили на азербайджанцев всю силу человеческой подлости – начались убийства людей, поджоги домов, а затем стали изгонять их и со своих исторических мест проживания. Тогда же ненависть армян обратилась и на  памятники, принадлежавшие к истории азербайджанского народа. Их тоже стали уничтожать, чтобы стереть с лица земли всякое свидетельство того, что на этих землях испокон веков жили представители тюркских народов.

Это о какой же заботе об исламских памятниках культуры говорит президент Армении, когда со дня оккупации азербайджанских территорий продолжается интенсивный процесс арменизации исторических и культурных памятников на оккупированных территориях Азербайджана?! Арменизируя азербайджанские памятники, частично сохранившиеся на оккупированных территориях, правительство Армении желает полностью стереть след азербайджанцев из этих мест. Такое наблюдается в целом по всему Нагорному Карабаху, и, в частности, могу привести ярчайший пример «заботы режима Саргсяна»  на  оккупированных Арменией территориях Лачинского и Кяльбаджарского районов. Одним из десятков исторических, архитектурных и археологических памятников Лачинского и Кяльбаджарского районов, являющихся образцами мировой культуры, является крепость Агоглан. После оккупации азербайджанских территорий в 1992-1994 годах Армения произвела незаконные изменения в архитектурном строении и интерьере албанского монастыря Агоглан, они  полностью стерли несколько вырезанных на стенах памятника надписей, а также значительное число орнаментов и символов, присущих албанскому периоду, изменили форму многих из них до неузнаваемости. В 1999 году монастырь Агоглан был переименован в «Цицернаванк», и с того же года включен в список памятников Армении, а в настоящее время подается как армянская церковь. Кроме этого, возле входной двери комплекса в 2009 году были установлены несколько крестов высотой 2,5 метра, специально изготовленных и доставленных из Еревана. В настоящее время в комплексе идут ремонтно-строительные работы, вокруг территории ведутся раскопки.

Мне совершенно понятно, на кого сегодня играет это лицемерное заявление Саргсяна о заботе исламских ценностей в Армении. Сегодня это факт, что Армения считается единственным стратегическим партнером Ирана на Южном Кавказе. По территории Ирана проходят транспортные маршруты, связывающие Армению с внешним миром.

- В настоящий момент Россия и Азербайджан ведут переговоры относительно дальнейшей аренды Габалинской РЛС. Чем, по-вашему, закончатся переговоры?

- Стоит напомнить, что Габалинская РЛС представляет собой стационарную радиолокационную станцию типа «Дарьял», входящую в систему предупреждения о ракетном нападении. Строительство Габалинской РЛС велось с 1976 года, а на боевое дежурство она заступила в 1985 году. Станция была важнейшим элементом системы ПРО СССР и предназначалась для отслеживания стартов баллистических ракет из Азии и акватории Индийского океана, а также контроля над космическими объектами в южном секторе на дальности 6 тыс.км. Территории Северной Африки, Турции, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Индии и Пакистана, а также зона Индийского океана вплоть до Австралийского континента оказываются в зоне непрерывного контроля Габалинской станции РЛС.

В настоящее время проходят азербайджано-российские переговоры по заключению нового договора об аренде российской стороной Габалинской радиолокационной станции, являющейся важным стратегическим объектом в системе противовоздушной и противоракетной обороны региона. Действующий договор об аренде заканчивается в конце будущего года, а в ходе обсуждения нового выяснился ряд новых принципиальных для обеих сторон вопросов, которые требуют предметного обсуждения.

Одним из главных моментов является желание азербайджанской стороны более чем в два раза увеличить стоимость арендной платы. В частности, по действующему договору, годовая плата за эксплуатацию Габалинской РЛС составляет  7 миллионов долларов, однако по новому договору Азербайджан хочет увеличить ее минимум до 15 миллионов долларов ежегодно. По мнению заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, выплаты Россией за аренду Габалинской РЛС не адекватны ценности станции и рискам Азербайджана. По мнению официального Баку, сегодняшние выплаты России в $7 млн. в год за аренду Габалинской РЛС, носящей статус информационно-аналитического центра, неадекватны. Азербайджан считает, что с одной стороны, выплаты не адекватны той ценности и важности РЛС для интересов России, региональной и международной безопасности. С другой стороны, выплаты не соответствуют рискам и угрозам Азербайджана, позволяющего функционирование этой РЛС на своей территории.

По мнению Азимова, опыт других стран, в том числе и опыт России по отношению к подобным объектам в других странах, позволяет говорить о необходимости многократного увеличения выплат.

Отметим, что срок аренды Габалинской РЛС истекает в конце 2012 года. Думаю, что Азербайджан и Россия придут к общему компромиссу, так как значимость данной РЛС велика для официальной Москвы в свете противостояния с США и Европой по поводу развертывания новой системы ПРО.

Сколько бы ни просуществовала эта станция на территории Азербайджана, ее работа всегда будет будоражить азербайджанскую общественность и вызывать бурные дебаты.

- Как можете оценить уходящий 2011 год в плане урегулирования карабахского конфликта?

- Оглядываясь на уходящий год, понимаешь, что данный год ни на один шаг не приблизил урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Думаю, что, к сожалению, методы решения проблемы Нагорного Карабаха практически исчерпаны. Деструктивная и агрессивная позиция Армении в урегулировании конфликта вынуждает Азербайджан прибегнуть к другим средствам давления и прессинга. Тот факт, что азербайджанская дипломатия участвует в переговорном процессе, свидетельствует о сохранившихся пока что самых последних остатках надежды. Но процесс таяния всегда имеет свой конец.

Мы все прекрасно осведомлены о затратах Азербайджана на оборонные цели, что свидетельствует о том, что надежды на мирное урегулирование карабахского конфликта постепенно тают. Стоит напомнить: если в 2003 году военный бюджет Азербайджана составлял $160 млн., то в 2010 году эта цифра достигла $2,15 млрд., а в 2011 году – $3,3 млрд. Поставленная Президентом Ильхамом Алиевым несколько лет назад задача – приравнять военные расходы Азербайджана ко всем расходам Армении – уже реализована. Сегодня средства, затрачиваемые в Азербайджане на военные расходы, на 50% превышают весь бюджет Армении. Сегодня это факт, что военные расходы занимают первое место в государственном бюджете Азербайджана, и это понятно. Так и будет, пока азербайджанские земли не будут освобождены. Все эти статистические данные еще раз подтверждают, что резкого и быстрого прорыва в карабахском урегулировании ожидать не стоит. Очень тяжело верится в то, что, учитывая последние деструктивные заявления Саргсяна о «независимости Нагорного Карабаха», стороны смогут хотя бы предварительно согласовать основополагающие принципы урегулирования, которые лягут в основу мирного соглашения.

Нынешний армянский режим, состоящий из террористическо-сепаратистской элиты самопровозглашенной «НКР», вполне устраивает сохраняющийся вот уже 20 лет статус-кво в Нагорном Карабахе, чего не скажешь об Азербайджане. В нынешней ситуации армяно-азербайджанского конфликта единственным вариантом разрешения данной проблемы, к сожалению, я вижу только военное решение данной проблемы. Не зря говорят: там, где кончается дипломатия, начинается война. Может, кому-то это не понравится, но реальность современных международных отношений и история доказывают мой постулат.

Гамид Гамидов (Москва, Россия)

Поделиться:
5995

Последние новости

Все новости

1news TV