Самира Исмайлова: «Европейские и местные грузинские доноры не всегда заинтересованы в наших проектах сугубо национального направления»
Интервью с председателем Ассоциации азербайджанских студентов Грузии (GATA) Самирой Исмайловой.
- Возглавляемая вами Ассоциация азербайджанских студентов Грузии (GATA) осуществляет весьма активную деятельность среди азербайджанцев Грузии и в грузинском обществе в целом. Эта деятельность поддерживается каким-либо образом государственными структурами?
- Уже в течение трех лет GATA проводит активную деятельность в Грузии. Нам удалось за короткий срок объединить 450 студентов-азербайджанцев, которые обучаются в государственных ВУЗах Грузии. Мы сами себя всем обеспечиваем, и являемся студенческой организацией, члены которой финансируют по мере возможности наши акции. А в основном мы писали проекты, сдавали их на рассмотрение государственным и неправительственным структурам Грузии, где после соответствующей процедуры рассмотрения, согласно конкретным грантовым программам, мы получали финансирование на проекты по интеграции азербайджанцев в грузинское общество. Так мы поэтапно добились определенных успехов, доверия и поддержки грузинских властей.
- А кто финансирует ваши проекты в области национальной культуры и истории азербайджанцев, армяно-азербайджанского конфликта?
- С этим намного труднее. Когда мы хотим провести мероприятия или сделать проекты, связанные с культурой, историей и другими общими ценностями и проблемами азербайджанского народа, то испытываем некоторые затруднения, потому что такие проекты обычно не финансируются по грантовым программам, а из Азербайджана нам пока что какой-либо поддержки не поступает. Ведь европейские и местные грузинские доноры не всегда заинтересованы в проектах сугубо национального направления. Охотно финансируются такими донорами проекты в области свободы слова, прав человека, демократии, но не более того.
- Вы отметили, что это все - студенты государственных ВУЗов Грузии, а они все владеют грузинским языком?
- На данный момент пока не все они владеют грузинским языком. Однако по инициативе президента и министра образования Грузии вот уже два года претворяется в жизнь Государственная программа «4+1» - получение высшего образования плюс курс обучения грузинскому языку. То есть к четырем годам обучения в ВУЗе по специальности вначале добавляется год обучения грузинскому языку.
Наши соотечественники живут в Грузии компактно в разных регионах, в сельской местности и поэтому они не все хорошо владеют грузинским языком. В рамках программы «4+1» азербайджанским студентам дается возможность сдать вступительный экзамен на родном языке. Поступивших в ВУЗ затем в течение одного года обучают грузинскому языку. В рамках этой программы в государственные грузинские ВУЗы уже поступило свыше 300 азербайджанцев.
У нас было несколько проектов, в рамках которых мы информировали учащихся азербайджанских школ Грузии о том, что существует подобная программа. Наша проблема заключается в том, что даже директора азербайджанских школ в регионах не владеют грузинским языком и им трудно доносить информацию об этой программе до детей. Хотя наш проект и охватывал всего 100 азербайджанских школ, но мы смогли посетить все азербайджанские школы, встретиться с учениками 11-12-х классов и индивидуально довести до них информацию об этой госпрограмме.
- Насколько мне известно, ваши некоторые проекты в Грузии в гуманитарной сфере имели ошеломляющий успех?
- Только в 2011 году 254 выпускника азербайджанских школ смогли поступить в ВУЗы Грузии, из которых 93% - это как раз те, которые узнали об этой госпрограмме посредством наших проектов. Кстати, в прошлом и нынешнем годах наш показатель был намного выше, чем у армян Грузии, как по количеству, так и по качеству поступивших в грузинские государственные ВУЗы.
- Могут ли азербайджанцы - выпускники государственных ВУЗов впоследствии найти себе применение в Грузии?
- Мы помогаем не только при поступлении, но и после получения диплома о высшем образовании. До недавних пор была такая тенденция: получив диплом о высшем образовании, ребята возвращались к себе домой в регионы Грузии, где не могли найти себе работу по специальности. Наша же цель – помочь им интегрироваться в грузинское общество, найти себе достойное применение.
Наша миссия в данном случае не только в помощи азербайджанской молодежи в поступлении и обучении в грузинских ВУЗах, но и в трудоустройстве по специальности и дальнейшем продвижении в грузинские государственные и иные структуры.
- Кроме вопросов получения образования, вы также активно участвуете в жизни мусульманской общины Грузии. Создание Управления мусульман Грузии (УМГ) было неоднозначно воспринято в Азербайджане. Какой позитив вы видите для азербайджанцев Грузии в создании УМГ?
- Главное преимущество в создании УМГ заключается в том, что все мусульмане Грузии: различных национальностей и толка (мазхаба) объединились в одну организацию. Одним из самых важных моментов создания УМГ является то, что ранее совершение хаджа было по карману далеко не каждому мусульманину Грузии. До этого грузинские мусульмане не могли принимать участие в общем процессе отправки в хадж из-за высокой цены и всяческих бюрократических препятствий. А в этом году по линии УМГ до 25 мусульман смогли совершить хадж совершенно бесплатно. До того как было создано УМГ, со стороны Азербайджана, Турции, Ирана и других стран финансировались некоторые проекты, в частности, строительство мечетей, но это осуществлялось только для мусульманских общин, близких к этим странам и исламским организациям там.
Теперь вопрос строительства мечетей, того, где и как они должны быть и другие проекты согласовываются с УМГ, которое решает, как выделяемые деньги и на что должны быть потрачены. До этого постоянно шли споры между общинами и властями Грузии по поводу того, какие и где должны строиться мечети. Ныне эти проблемы решены, также упростится процедура регистрации новых мечетей.
- Мусульманские общины разного толка (мазхаба) поддерживаются и финансируются напрямую со стороны своих зарубежных спонсоров, что создает проблемы как в постройке мечетей, так в их регистрации и пользовании мусульманами различного толка. А ныне эти проблемы решаются?
- Ныне на встречах лидеров различных мусульманских общин и организаций, различных мазхабов уже не так остро стоит вопрос, кто из них суннит, шиит или иного толка. Чем меньше будет актуальным вопрос мазхабов, тем больше мира, спокойствия и взаимопонимания будет между мусульманами Грузии.
Теперь сами члены мусульманских общин, входящих в УМГ, имеют право участвовать и принимать решения по важнейшим вопросам жизни мусульман Грузии. Если не устраивает деятельность какого-то шейха, муфтия или имама мечети, то члены организации путем голосования могут решить этот вопрос путем переизбрания.
Ризван Гусейнов