Вопрос без ответа, или О нашей безответственности
« – Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?
Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее, – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!", я смеюсь (лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!».
Вот, собственно, и все. Этой гневной тирадой симпатичного, хотя и несколько вздорного профессора Преображенского из романа «Собачье сердце», в принципе, можно было бы закончить эту статью, так ее толком и не начав. Потому что лучше и ярче все равно не скажешь. Но негоже мне перекладывать на Булгакова свои обязанности и заниматься нахальным плагиатом… Безответственно это как-то… Как раз об ответственности и поговорим.
Это тяжкое слово «ответственность»…
По большому счету ответственности почти никто не любит. И это вполне нормально – ведь она предполагает определенную несвободу и возложение на себя дополнительных обязанностей. Но есть такое слово «надо»… Как говорится, смелость – это не отсутствие страха, а способность его преодолеть. Вот и ответственность – это ведь не жгучее мазохистское желание переступать через собственную лень и капризы, а осознание того, что ты должен это делать. Потому что иначе настанет «разруха» - та самая, о которой говорил Филипп Филиппович Преображенский.
Недавняя трагедия, когда автохулиган сбил трех человек, заставила нас взглянуть на тему ответственности под несколько иным углом… Ведь мы привыкли воспринимать ее только как нечто глобальное. Но даже Тихий океан состоит из капель. И та самая «глобальная ответственность» есть только фикция, если не ощущать ее на самом простом бытовом уровне. Каждый день мы сталкиваемся с мелкими проявлениями безответственности и уже давно перестали это замечать.
Точность – вежливость королей… Долой монархию?!
Например, представим, что вы собираетесь на концерт, который должен начаться в 19:00. Путь от дома до концертного зала с учетом всех пробок, природных катаклизмов и прилета инопланетян, займет у вас полчаса. Когда вы выходите из дома? Уверена, что чаще всего не раньше 19:45. А то и позже. И правильно делаете, в принципе – потому что в Баку почти ничто и никогда не начинается вовремя (разве что киносеансы). Так что у зрителей уже выработался своего рода рефлекс – всегда приходить позже назначенного времени, чтобы не сидеть просто так в зале, скучая, рассматривая чужие наряды и раскланиваясь со знакомыми, которых совершенно не хотелось видеть…
А кто из нас приходит на свадьбу именно в тот час, что указан в пригласительном? Никто. Так что периодически жениху с невестой даже приходится по полчаса ждать в машине, пока соберутся гости. А гости в свою очередь уверены, что жених с невестой сами опоздают, а потому особо не торопятся. Получается замкнутый круг.
Опоздать на встречу на 10-15-20 минут у нас в норме вещей. А та катавасия, что в последнее время творится на бакинских улицах, и вовсе выдала индульгенцию всем любителям опаздывать. Но, тем не менее, пренебрежительное отношение к уговору и чужому времени – это тоже безответственность.
Bura Azerbaycandi? Ну и что?!
Собираясь делать ремонт, мы заранее готовимся к безответственности со стороны нанятых мастеров. И в 90 случаях из 100 так и случается – нам обязательно что-то не так сделают, придется переклеивать обои, перекладывать паркет, спорить насчет цены, нервничать, через месяц начнет осыпаться потолок, через два – отклеиваться кафель в ванной комнате. Все это для нас уже неизбежное зло. Иногда и вовсе начинает казаться, что так и должно быть. В крайнем случае, мы вздохнем и изречем сакраментальную фразу: «Bura Azerbaycandi daaa…». Фраза-заклинание, которое может оправдать что угодно. Фраза-самоутешение. Фраза-самоуничижение. Фраза-абсурд. Что мы подразумеваем под ней? Что Азербайджан – край людей, которые не могут ничего толком сделать…? Обидно, ей-богу… Даже не будучи ура-патриотом, все равно обидно.
Дороги, которые мы выбираем
Да, а какое это имеет отношение к истории с автошем и тремя смертями, ставшими результатами его кретинского позерства? Прямое, потому что и это тоже – проявление безответственности… Ведь пресловутые «автоши» - это вроде бы не закоренелые преступники, не маньяки и не камикадзе. Это совершенно безответственные люди, для которых «понты», желание порисоваться во стократ важнее, чем собственная безопасность, безопасность других людей, чувства своих близких, в конце концов. Как бы банально это ни звучало, но, получая водительские права, каждый человек берет на себя определенные обязательства. Так кто же виноват в том, что они не выполняются? Сами «автоши»? ГАИ, закрывающее глаза на эту «акробатику»? Общество, которое порой почти открыто восхищается «подвигами» автохулиганов? Наверное, все вместе…
Да откровенно говоря, и все остальные, более законопослушные водители вкупе с пешеходами тоже особой ответственностью не отличаются. Иначе, у нас не было бы машин, припаркованных где ни попадя, людей, перебегающих дорогу в самом оживленном месте, не включенных «поворотников», детей на передних сидениях авто, и т.д., и т.п. Но, Боже мой, ведь правила дорожного движения придуманы не для того, чтобы отравлять существование автомобилистам, а для того, чтобы это существование не прервалось очень глупым, но от того не менее печальным образом.
Подобное калечится подобным
Выражая свое недовольство чьим-то безответственным поведением, мы часто поступаем точно так же как он. Потому что в некоторых ситуациях подстроиться проще, чем воспротивиться. Заплатить за экзамен проще, чем выучить предмет так, чтобы к тебе невозможно было придраться. 25 раз пытаться получить свой заказ в ателье проще, чем устроить разнос портнихе и заставить ее прямо тут же, при вас, сесть за швейную машинку и все сделать. Научиться самому опаздывать на встречу с непунктуальным знакомым проще, чем найти способ на него повлиять. Кстати, именно таким образом – ответными опозданиями – я когда-то пыталась «бороться» с одной работодательницей. Но она была истинным виртуозом своего дела… Прийти на деловую встречу позже нее было невозможно. Вообще невозможно. Если я приходила позже на полчаса, она опаздывала на час. Если я – на полтора, она – на два. Будто чувствовала… Кстати, привет ей отсюда! И поставьте, пожалуйста, какую-нибудь веселую песенку, наподобие «Polismen, polismen, saхlama meni…». Думаю, ей понравится.
Правила движения по жизни
Мы очень снисходительны к себе и друг к другу. Мы на многое закрываем глаза, входим в положение, прощаем, находим смешное в грустном… И это хорошо. В самом деле, хорошо, безо всякой иронии. Потому что, не будь этого, общество превратилось бы в ожившую антиутопию, наподобие замятинского «Мы» или «1984» Оурэлла. Но все же постоянное попустительство и закрывание глаз на «мелкие» нюансы тоже до добра не доведут. Ведь есть моменты, соблюдения которых не требуют от нас никаких особых усилий. Но они играют очень важную роль в том, чтобы мы жили в более-менее нормальном мире. В мире, где люди сдерживают обещания, выполняют свою работу и не курят на бензоколонках. И где юнцы на «семерках» не развлекаются до крови. До чужой крови…
P.S.: Ах да, чуть не забыла… Есть только один случай, когда слово «ответственность» произносится нами с гордостью и удовольствием – когда оно нужно для того, чтобы сказать «Я занимаю ответственную должность!»…
Mo-Nika