Эйнулла Фатуллаев: «Права человека – не догма, а ценность для действия» | 1news.az | Новости
Интервью

Эйнулла Фатуллаев: «Права человека – не догма, а ценность для действия»

17:00 - 07 / 01 / 2012
Эйнулла Фатуллаев: «Права человека – не догма, а ценность для действия»

Интервью с журналистом и правозащитником Эйнуллой Фатуллаевым.

- Как вы прокомментируете подписание 27 декабря 2011 года Президентом страны «Национальной программы по повышению эффективности в области защиты прав и свобод человека» и ее значение?

- На мой взгляд, это очень значимый, програмный документ, который, по сути, является декларацией приверженности государства к гражданским свободам и правам человека.

До того, как комментировать принятие этой программы, мы должны найти ответ на самый важный вопрос - если основные права человека гарантируются Конституцией, международными актами, обязательствами, другими законодательными актами нашего государства, тогда в чем состояла целесообразность принятия этой программы?

Мне кажется, это исходило из создавшейся международной политической ситуации. На мой взгляд, представители гражданского общества, действуя рационально и конструктивно, должны приветствовать подобную инициативу правительства, поощряя дальнейшие политические реформы.

Давайте смотреть правде в глаза. Естественно, в свете кризиса демократических и либеральных ценностей в Европе, Турции, в странах СНГ, а также в Украине, считающейся локомотивом «оранжевой революции», власти Азербайджана могли бы отказаться от декларирования подобных инициатив.

И тому было бы простое, где-то даже банальное объяснение. Переход стран от феодального социализма к капитализму революционным путем потерпел крах.

Например, в самой продвинутой республике бывшего Советского Союза - Литве, как и в Турции, налицо переход к жесткому авторитаризму. Или же посмотрим, кто воспользовался благами революции на площади Тахрир в Египте – военная хунта.

Пришедшие на волне лозунга «Долой диктатора!» нынешние египетские лидеры начали расстреливать людей, на что не отважился приговоренный к казни диктатор. То есть, наблюдая за всеми указанными процессами, власти Азербайджана спокойно могли бы отказаться от этих инициатив, но они выбрали иной путь.

Даже в отличие от Китая, демонстрирующего пример экономического развития и победившего коррупцию Сингапура, власти Азербайджана продекларировали свою приверженность к соблюдению прав человека, и даже приняли политический документ, подтверждая свою приверженность к ранее принятым обязательствам в этой области.

Также отмечу, что этот документ появляется тогда, когда власти страны подвергаются со стороны различных международных организаций критике именно за отклонение от взятых на себя обязательств в этой области.

То есть, власти показывают, что страна не идет путем «азиатских тигров», а взяла курс именно на евроинтеграцию. Я считаю, многие представители гражданского общества не оценили должным образом этот документ, или не захотели сделать этого…

Отныне, в случае возникновения каких-либо проблем в экономической или политической системах Третий сектор (собирательное название неправительственных организаций – ред.) сможет смело ссылаться на данный документ. На мой взгляд, это важная ремарка. На мой взгляд, подобные ремарки были бы полезны для многих стран, являющихся членами СЕ.

- Как вы считаете в каких конкретных областях ощущается большая необходимость в защите прав человека?

- Сегодня самые большие проблемы в Азербайджане связаны с нарушением социальных и, если конкретно, гражданских прав людей. Наконец-то должен быть осознан вклад, который может внести в развитие рыночной экономики защита частной собственности.

Кстати, этой проблеме отведено место как во второй, так и в третьей главе программы. Речь идет о защите гражданских прав населения, обеспечении прав предпринимателей, и это задача, исходящая больше из систематических проблем с коррупцией в госорганах.

Не случайно, в третьей главе говорится о совершенствовании деятельности госорганов. В документе придается большое значение укреплению принципа верховенства закона.

Конечно же, являющаяся самым болезненным местом в экономике страны коррупция продолжает беспокоить общественное мнение и гражданское общество. И усиление мер борьбы с коррупцией служит этой цели.

Общественности страны известно, что в последнее время руководимое мною общественное объединение «Во имя прав человека» проводит систематические мониторинги в местах лишения свободы и активно работает на платформе конструктивного сотрудничества с Министерством юстиции в области устранения выявленных им проблем.

Отрадно то, что эта программа предусматривает принятие в начале 2012 года закона «О правах и свободах лиц, лишенных свободы». Принятие подобного закона еще точнее определит рамки прав и свобод заключенных и, по моему мнению, применит прямые рекомендации Европейских пенитенциарных правил.

К сожалению, как известно, пока эти правила носят для стран-членов Совета Европы лишь характер рекомендаций, однако принятие закона «О правах и свободах лиц, лишенных свободы» сделает применение этих правил обязательным.

В документе особо подчеркнут вопрос экстрадиции. Разработка и принятие законопроекта о внесении дополнений и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс с целью обеспечения законности содержания под арестом лиц, взятых под арест, обусловит более эффективную и рациональную защиту прав заключенных.

Самым важным вопросом в этой области является нынешняя тревожная ситуация, связанная с исполнением решений Европейского Суда, принимаемым по поводу нарушенных прав лиц.

И, наконец, решение самого важного вопроса состоит в принятии закона о диффамации. Я часто повторяю тезис о том, что принятие этого закона будет отвечать именно интересам правительства.

На сегодняшний день в Азербайджане никто не привлекается по криминальной диффамации, и еще 22 июля 2010 года Президент заявил, что в нашей стране де-факто наложено вето на уголовную ответственность за диффамацию.

При этом вызывает удивление факт того, что этот закон не был до сих пор принят, поскольку ликвидация криминальной диффамации встречается международными организациями с большим уважением и почтением.

- В чем вы видите роль гражданского общества в обеспечении защиты прав и свобод?

- Защиту прав человека невозможно представить без активного гражданского общества. Порой, даже самое демократичное государство может выступать в отношении конкретного гражданина с агрессивных позиций.

Например, когда на известной в США улице Уолл-стрит гражданин выплескивает протест против прихотей финансового сектора, полиция усмиряет его дубинками. Во время моего визита в Нью-Йорк я стал свидетелем ареста 147 активистов, пользующихся правом свободы собрания.

Или же, к примеру, в германском городе Штутгарте относительно протестующей против разрушения местного парка сотни людей государство пустило в ход дубинки и даже резиновые пули.

Правительство не будет обеспечивать права граждан без активного гражданского общества, и для осознания этого достаточно проанализировать философские умозаключения мыслителей, начиная Платоном и вплоть до Джефферсона. Лишь граждане, выступающие в роли выразителей общественного мнения, способны противостоять подобному отношению государства.

Лишь активный гражданин, осуществляющий общественный контроль, может противопоставить общество претензиям любого государства на неограниченную власть. Если бы не было организаций Amnesty İnternational или Human Rights Watch, был бы настолько жестким протест мирового общественного мнения против насилия Израиля в отношении турецкой миротворческой миссии?

- Как вы считаете, какая необходимость существует в просветительской работе в области прав человека?

- В целом, в Азербайджане всегда просветительство занимало главное место в национальной повестке дня. Считаю, что большинство представителей гражданского общества, в первую очередь, должны больше просвещаться сами, а потом прививать просвещение людям. Думаю, большинство активистов гражданского общества не имеют представления о протекающих в мире процессах и векторах развития.

Они ничего не читают, кроме не настолько информированной азербайджанской прессы. Поэтому они не осведомлены о мировой прессе и общественном мнении и больше настроены на атмосферу 90-х годов в стиле Фукуямы.

Недавно я прочел в газете «Нью-Йорк Таймс» диалог двух очень любимых и уважаемых мною публицистов. Томас Фрид пишет, что обучает своего ребенка китайскому языку, поскольку он должен знать язык будущего мирового центра.

В Азербайджане никто не знает, что два года тому назад главная борьба за Нобелевскую премию мира шла между двумя кандидатами – самоотверженным борцом за права человека, диссидентом Лю Сяобо, и основоположницей экономического чуда - Китайской коммунистической партией. Голоса разделились, и после долгих обсуждений члены комитета под влиянием генсека Совета Европы, председателя комитета Тьерборна Ягланда отдали премию диссиденту.

Это является проявлением наблюдаемого в мире серьезного кризиса ценностей. Я говорю это многим, однако даже интеллигенция не осведомлена об этом факте. Или же, к примеру, в Азербайджане очень мало людей знает о том, что Венгрия – член Евросоюза - приняла самый реакционный закон в мире, касающийся средств массовой информации.

В нашей стране вне зависимости от политических взглядов гражданское общество разделено на две основные группы – сторонников «топорных ценностей» и лиц, поддерживающих интернет.

До усиления просветительской работы будет расти число «топорных анархистов», и права человека будут источником манипуляций. Права человека – не догма, а ценность для действия. В принятой программе, мое внимание привлекло одно ценное мнение: цель программы заключается в повышении благосостояния людей в Азербайджане. Отрадно, что правительство заявляет о том, что гражданин, не имеющий не только социальные и экономические, но даже и политические права, не может достичь высоко уровня благосостояния.

Бабек Джахандаров(Gun.Az)

Поделиться:
4981

Последние новости

6 человек погибли в тяжелом ДТП в ТовузеСегодня, 22:00Арестован тиктокер «Рошка»Сегодня, 21:42Генеральному секретарю ООН вручена памятная монета, символизирующая наследие Низами ГянджевиСегодня, 21:20МИД РФ: Страны Запада на COP29 стремились избежать ответственности за климатическое финансированиеСегодня, 21:00ЕБРР: Развитие рынков капитала в Азербайджане достигло важного этапаСегодня, 20:40Из Германии реадмиссированы 37 граждан АзербайджанаСегодня, 20:20Министр прокомментировал информацию о закрытии в стране 1500 школСегодня, 20:00Azerconnect Group на страницах журнала TIMEСегодня, 19:40Названы сайты, подвергшиеся наибольшему количеству кибератак во время COP29Сегодня, 19:20Сотрудник одного из местных банков арестован по обвинению в хищении на сумму 3,5 млн манатовСегодня, 18:55Батуми стал обладателем туристического ОскараСегодня, 18:38Азербайджан пресек попытку присвоения Арменией песни Шовкет Алекперовой «Yar gəldi yar»Сегодня, 18:20В Баку продлевается работа ряда автобусных маршрутовСегодня, 18:00В Азербайджане произошло землетрясениеСегодня, 17:57Захарова заявила о готовности РФ обменять 630 военных с УкраинойСегодня, 17:44Баку резко отреагировал на недружественный в отношении Азербайджана шаг польского лидераСегодня, 17:35Байден: Вашингтон намерен «положить конец войне», отстранив ХАМАС от властиСегодня, 17:33Европарламент утвердил новый состав ЕврокомиссииСегодня, 17:18Председатель ЦИК призвал политические партии к активному участию в муниципальных выборахСегодня, 17:15Запущена первичная версия глобального «Портала зеленого роста» - ВИДЕОСегодня, 16:59
Все новости

1news TV